На что идут штрафы гибдд
Перейти к содержимому

На что идут штрафы гибдд

  • автор:

Пресс-центр

Банк Русский Стандарт: общее число оплаченных штрафов ГИБДД в 2022 году снизилось на 24% по сравнению с 2021 годом

Банк Русский Стандарт изучил особенности платежей за штрафы ГИБДД по картам у россиян за 2022 год. Относительно 2021 года их количество заметно снизилось.

Судя по всему, автолюбители стали более ответственными в 2022 году. Так, по данным Банка Русский Стандарт, в 2022 году один из главных трендов при оплате квитанций ГИБДД — снижение количества таких операций на фоне прежних показателей по средним чекам. Так, согласно статистике, общее число платежей за нарушение ПДД в 2022 году снизилось на 24% относительно 2021 года. При этом средняя сумма одной оплаченной квитанции осталась практически неизменной и составила 694 руб. (годом ранее была 695 руб.).

Лидируют платежи на сумму в 250 руб.

В 2022 году вновь подтвердился тренд — самая популярная сумма одного платежа за штрафы ГИБДД составляет 250 руб. По данным банка, на нее пришлось 67% от общего числа платежей за нарушения правил ПДД в 2022 году. Кстати, в 2021 году это показатель был 68%. Сюда могли войти и штрафы за незначительные нарушения, и платежи на общую сумму в 500 руб., но при этом оплаченные со скидкой 50% (в течение 20 дней с момента вынесения постановления).

На втором месте популярности в зависимости от количества оплат — платежи на средний чек в 500 руб. Согласно статистике банка, на них в 2022 году пришлось 13% от всех квитанций. Годом ранее показатель был заметно ниже — лишь 6%.

И, наконец, третье место — у квитанций на сумму в 750 руб. с долей 4%, соответственно. В 2021 году она составляла 2%.

Средний «мужской» чек штрафа выше «женского

Интересный факт: у мужчин средний чек одного платежа за штрафы ГИБДД по картам банка оказался выше, чем у женщин — 703 руб. против 668 руб., соответственно. Кстати, годом ранее соотношение было также в пользу мужчин — 702 руб. против 674 руб., соответственно.

В статистике по количеству платежей в 2022 году также лидируют мужчины. Соотношение в их пользу составляет 71% против 29% у женщин.

Август и октябрь — лидеры по числу оплат за нарушения ПДД

На июнь — октябрь пришлись самые высокие доли по количеству платежей за ГИБДД за 2022 год. Так, первое место с показателем в 10,6% поделили последний месяц сезона летних отпусков, август, а также — октябрь. Второе место — у июля и сентября с долей в 10,4%. И третье место занял июнь с показателем 10,1%.

Самые высокие чеки — у россиян 21-30 лет

По данным Банка Русский Стандарт, в 2022 году самые высокие средние чеки за квитанции ГИБДД — у россиян 21-30 лет с показателем в 729 руб. На втором месте по величине оплаченного штрафа — клиенты старше 60 лет с чеком в 716 руб. Третье место — у россиян 51-60 лет с показателем в 712 руб. Далее идут клиенты 31-40 лет с чеком в 709 руб., и, наконец, 41-50 лет с показателем в 655 руб.

Методология: в рамках исследования были изучены все операции по оплате штрафов ГИБДД по картам банка за 2022 и 2021 гг. Также были проанализированы количество операций и средние чеки в зависимости от пола и возраста клиентов.

Штрафы ГИБДД с камер: какие и через сколько приходят, как их обжаловать

Дорожные камеры научились распознавать более 50 видов нарушений ПДД: от нарушения разметки до разговоров по телефону. Как избежать штрафов ГИБДД с камер и минимизировать потери, если постановление все-таки пришло

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • Что это
  • Когда приходит
  • За какие нарушения
  • Как проверить
  • Как оплатить
  • Как обжаловать

Штрафы ГИБДД с камер: как это работает

Широкомасштабное внедрение автоматических средств фотовидеофиксации нарушений ПДД началось в РФ летом 2008 года. Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП «под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку».

В главе 5 ГОСТа Р 57144-2016 содержатся следующие требования к комплексам фотовидеофиксации:

  1. Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны позволять распознавать одновременно все типы государственных регистрационных знаков транспортных средств (ТС), применяемых в Российской Федерации, а также не менее чем в четырех зарубежных странах по запросу и перечню заказчика.
  2. Нижний предел диапазона измеряемой скорости движения ТС должен быть не более 20 км/ч.
  3. Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения ТС должен быть не менее 250 км/ч.
  4. Пределы допустимой погрешности измерений скорости движения ТС не должны превышать:
    • ±2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч — для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга ТС;
    • ±3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч — для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга ТС.
  5. Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать выполнение следующих требований:
    • вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков ТС (движущихся или неподвижных) — не менее 90%;
    • вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков ТС (движущихся или неподвижных) — не менее 92%;
    • вероятность ошибок распознавания — не более 5%;
    • вероятность пропуска транспортных средств — не более 5%;
    • вероятность появления дубликатов и фантомов — не более 0,5%.
  6. Данные требования должны выполняться в любое время суток и при любых погодных условиях.

Россия занимает первое место в мире по количеству стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД — 18 393 (к осени 2022 года). Для сравнения, в идущих на четвертом месте США таких комплексов всего 7366.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

В 2021 году в РФ с помощью автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД выписано 160,7 млн постановлений на общую сумму 104,1 млрд руб (или 89% от общего числа административных протоколов).

Тем, кто выдал доверенность на управление своим автомобилем третьему лицу, следует помнить, что штрафы за нарушения ПДД, зафиксированные камерами в автоматическом режиме, выписываются всегда на собственника ТС, а не на водителя.

Согласно постановлению правительства РФ № 2441 от 31.12.2020 места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, обозначаются информационным знаком 6.22 «Фотовидеофиксация», который устанавливается:

  • вне населенного пункта на расстоянии 150–300 м до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных комплексов фотовидеофиксации;
  • на въезде в населенный пункт совместно с обозначающими его знаками 5.23.1, 5.23.2, 5.25. Внутри населенных пунктов знак 6.22 не дублируется.

Когда приходят штрафы с камер ГИБДД

Снимки с камер комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД передаются:

  • в Центр автоматизированной фотофиксации административных правонарушений (ЦАФАП);
  • на ближайший пост ГИБДД;
  • в Москве фотофиксация ряда нарушений, например разговоров по телефону, приходит в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), там снимки проходят проверку и после этого уходят в ГИБДД.

После изучения снимков и подтверждения факта правонарушения инспектор ГИБДД получает информацию о собственнике транспортного средства из информационной базы ведомства. В течение трех дней последнему отправляют «письмо счастья», где содержится:

  1. Постановление о наложении административного штрафа.
  2. Фото, на котором зафиксировано нарушение с датой и временем, когда был сделан снимок.
  3. Квитанция для уплаты штрафа.

Какие штрафы приходят с камер ГИБДД

Список нарушений ПДД, фиксируемых камерами в автоматическом режиме, постоянно расширяется. Помимо классических фиксаций превышения скорости, комплексы умеют распознавать пока еще непривычные виды нарушений, в том числе:

  • нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствий для движения других автомобилей;
  • нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов;
  • нарушение правил пользования телефоном водителем;
  • пересечение «островка безопасности»;
  • движение между полос;
  • езда без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней;
  • движение по тротуару;
  • заезд под «кирпич»;
  • движение по трамвайным путям через перекресток;
  • движение задним ходом и разворот не из крайнего положения;
  • нарушение правил стоянки на местах для электромобилей.

Чаще всего штрафы с камер выписывают:

1. За превышение допустимой скорости:

  • на величину более 20, но не более 40 км/ч. Штраф 500 руб. (ч. 2 ст. 12.9 КоАП);
  • на величину более 40, но не более 60 км/ч. Штраф 1000–1500 руб. (ч. 3 ст. 12.9 КоАП). За повторное нарушение штраф 2000–2500 руб. (ч. 6 ст. 12.9 КоАП);
  • на величину более 60, но не более 80 км/ч. Штраф 2000–2500 руб. (ч. 4 ст. 12.9 КоАП). За повторное нарушение штраф 5000 руб. (ч. 7 ст. 12.9 КоАП);
  • на величину более 80 км/ч. Штраф 5000 руб. (ч. 5 ст. 12.9 КоАП). За повторное нарушение штраф 5000 руб. (ч. 7 ст. 12.9 КоАП).

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

2. За проезд на запрещающий сигнал светофора. Штраф 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.12 КоАП).

3. За выезд за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора. Штраф 800 руб. (ч. 2 ст. 12.12 КоАП).

4. За непристегнутый ремень безопасности. Штраф 1000 руб. (ст. 12.6 КоАП).

5. За пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Штраф 1500 руб. (ст.12.36.1 КоАП).

6. За поворот или разворот из не предназначенного для этого ряда. Штраф 500 руб. (ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП).

7. За выезд на полосу встречного движения для объезда препятствия. Штраф 1000–1500 руб. (ч. 3 ст. 12.15 КоАП).

8. За выезд на встречную полосу. Штраф 5000 руб. (ч. 4 ст. 12.15 КоАП).

9. За выезд на полосу для маршрутных ТС. Штраф 1500 руб. (ч. 1.1 ст. 12.17 КоАП).

10. За остановку на вафельной разметке свыше 5 с. Штраф 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.13 КоАП).

11. За непредоставление преимущества пешеходам на пешеходном переходе. Штраф 1500–2500 руб. (ст. 12.18 КоАП).

12. За езду по обочинам. Штраф 1500 руб. (ч. 1 ст. 12.15 КоАП).

13. За нарушение правил проезда ж/д переезда. Штраф 5000 руб. (ч. 1 и 2 ст. 12.10 КоАП).

14. За движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Штраф 5000 руб. (ч. 3 ст. 12.16 КоАП).

15. Неоплаченная парковка. Важно помнить, что штрафы за неоплаченную парковку не относятся к юрисдикции ГИБДД. Размер штрафов устанавливают региональные власти, а следят за соблюдением правил городские службы платных парковок. Если водитель не оплатил парковку, штраф за это нарушение будет указан в административном кодексе города, а не в КоАП России. В среднем регионы устанавливают штрафы за неоплаченную парковку в размере 1000–3000 руб. К примеру, в Санкт-Петербурге штраф за неоплаченную парковку составляет как раз 3000 руб. Самый высокий штраф действует в Москве — 5000 руб. Скидка 50% при быстром погашении штрафа за неоплаченную парковку не распространяется.

В случае фиксации камерами в автоматическом режиме нарушений ПДД, за которые в качестве альтернативы предусмотрено лишение прав, на собственника ТС может быть наложен только административный штраф.

Как проверить штрафы с камер ГИБДД

О штрафах, выписанных на основании данных, которые получены с помощью автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, лучше узнавать оперативно. Это позволит:

  1. Обжаловать штраф. На это отводится десять суток с момента получения «письма счастья».
  2. Получить скидку 50% на оплату определенной категории штрафов. На это отводится 20 суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.
  3. Избежать дополнительного наказания за просрочку уплаты штрафов со стороны Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД. Такая ответственность наступает через 70 суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении.

Следует помнить, что «письма счастья» рассылают по месту регистрации собственника ТС, которое не всегда совпадает с местом его фактического проживания. Кроме того, случаются сбои в работе почты. Чтобы не стать уклонистом поневоле, можно бесплатно проверить наличие штрафов через портал госуслуг, для чего потребуется:

  1. Зарегистрироваться на портале.
  2. Указать в соответствующей графе госномер ТС.
  3. Указать в соответствующей графе номер СТС.

Фото: скриншот с портала Госуслуги

Фото: скриншот с портала Госуслуги

В случае если штраф выписан, портал предоставит следующую информацию:

  1. Кем и когда выписан штраф.
  2. Номер постановления.
  3. На основании какой статьи выписан штраф.
  4. Сумма штрафа.

Фото: скриншот с портала Госуслуги

Фото: скриншот с портала Госуслуги

Как оплатить штрафы с камер ГИБДД

Оплатить штрафы с камер ГИБДД можно через портал госуслуг при условии регистрации на нем. Алгоритм действий таков:

1. На главной странице выбрать раздел «Штрафы»

Фото: скриншот с портала Госуслуги

Фото: скриншот с портала Госуслуги

2. На открывшейся вкладке «Оплата штрафов» в поисковой строке указать на выбор серию/номер:

— паспорта гражданина РФ.

Фото: скриншот с портала Госуслуги

Фото: скриншот с портала Госуслуги

3. Нажать значок увеличительного стекла в поисковой строке.

В списке «К оплате» отобразятся штрафы. После выбора штрафа отобразится информация о нем и меню «Способ оплаты». Можно использовать:

  • — банковскую карту системы МИР, Visa, MasterCard, Maestro;
  • — электронные кошельки QIWI, ЭЛПЛАТ;
  • — Yandex Pay.

Фото: urist-consult.com

Фото: urist-consult.com

При использовании банковской карты нажать кнопку «Ввести данные карты», заполнить открывшиеся графы и нажать кнопку «Оплатить»

Фото: gosuslugiportal.ru

Фото: gosuslugiportal.ru

При оплате штрафа за определенные нарушения в течение 20 дней со дня вынесения постановления автоматически рассчитывается скидка 50%.

Как обжаловать штрафы с камер ГИБДД

Обжаловать штрафы с камер ГИБДД можно в течение десяти суток с момента получения «письма счастья». Это имеет смысл в следующих ситуациях:

  • на фото с камеры госномер ТС нечеткий;
  • на фото другое ТС;
  • истек установленный законом двухмесячный срок привлечения к административной ответственности;
  • ТС числится в угоне;
  • ТС было продано, что подтверждается договором купли-продажи;
  • ТС не способно развить указанную в постановлении скорость, что подтверждается соответствующими документами;
  • штраф выписан неправомерно, поскольку, например, на месте «нарушения» отсутствовали запрещающие знаки.

Жалоба оформляется по шаблону или в произвольной форме и отправляется в суд или на имя руководителя центра видеофиксации подразделения ГИБДД, выписавшего штраф.

  1. При заполнении жалобы укажите:
    • наименование и адрес ведомства или суда, куда направляете жалобу;
    • ваши Ф. И. О., адрес проживания и телефон;
    • номер и дату постановления о назначении штрафа;
    • Ф. И. О. и должность инспектора или судьи;
    • статью закона, по которому вынесено постановление.
  2. Подробно опишите причины, по которым штраф должен быть отменен.
  3. Приложите копию постановления и свои доказательства, например, фотографии.
  4. Подпишите жалобу и передайте ее вместе с приложениями в канцелярию ведомства или суда. Документы можно отправить по почте заказным письмом.

Жалобы в ГИБДД рассматривают в течение десяти календарных дней, в суде — до двух месяцев. После рассмотрения жалобы вам придет письменный ответ. В случае отказа на жалобу штраф нужно оплатить в течение 60 календарных дней со дня рассмотрения жалобы.

  • 5 способов быстро проверить штрафы онлайн: инструкция к применению
  • Штраф за езду без прав 2022: нюансы, о которых стоит знать каждому
  • Как оспорить дорожный штраф не выходя из дома. Подробная инструкция
  • У ГИБДД отнимут штрафы с камер. Что важно знать об этом
  • ГИБДД не будет штрафовать водителей за мелкие нарушения ПДД
  • Дорожные камеры выписали в 2021 году более 100 млрд руб. штрафов

У ГИБДД отнимут штрафы с камер. Что важно знать об этом

Законопроект о передаче администрирования штрафов с камер от ГИБДД субъектам России направлен в Госдуму, сообщили в МВД России. После его одобрения право выносить постановления получат сами регионы. Почему это важно?

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

К 1 июня 2022 года в России должна была завершиться работа по внесению в законодательство изменений, позволяющих передать регионам часть полномочий от ГИБДД. Речь идет об администрировании правонарушений в области дорожного движения, которые зафиксированы дорожными камерами. Такое поручение Правительству России дал президент Владимир Путин еще в 2021 году. Однако, как выяснил Autonews.ru, пока законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Об этом в ответ на запрос нашей редакции сообщили в пресс-службе МВД России.

«В настоящее время законопроект находится в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации», — сообщили в ведомстве. Также Autonews.ru направил запрос в пресс-службу Правительства России, однако ответа на момент публикации не поступило. В Минтрансе в ответ на запрос уточнили, что с вопросом стоит обращаться в ГИБДД.

Что будут делать регионы вместо инспекторов ГИБДД

Право выписывать постановления о штрафах или лишениях прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений. А вот возрастающую нагрузку в связи с увеличением дорожных камер и фиксаций ими нарушений будут снижать. Как заявили Autonews.ru в МВД России, передача полномочий позволит направить ресурсы Госавтоинспекции на решение других важных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения. Как пояснили Autonews.ru в Ассоциации производителей дорожных камер «Око», предполагается, что обработкой фото- и видеоматериалов, полученных с комплексов фотовидеофиксации, будут заниматься организации или ведомства, назначенные региональными властями. Сотрудники этих структур и будут принимать решения о вынесении постановлений о штрафах за нарушения ПДД.

Фото: Телеграм-канал «Пробок.нет»

Фото: Autonews.ru

«Такая практика уже существует в некоторых регионах страны, например Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) в Москве, сотрудники которой относятся к категории государственных гражданских служащих», — пояснили в «Око». В Ассоциации признали, что у них нет пока данных о начале передачи полномочий от ГИБДД регионам. При этом там уточнили, что после этих событий в работе операторов фотовидеофиксации ничего не изменится. «Операторы дорожных комплексов не принимают решения о вынесении постановлений о штрафах, а лишь передают фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации в соответствующее ведомство», — сказали в «Око». При этом сами операторы законопроект поддержали. Там предположили, что запуск нововведения снизит нагрузку на сотрудников ГИБДД. «Технологии фотовидеофиксации непрерывно развиваются, современные модели комплексов могут контролировать больше полос движения в обоих направлениях и распознавать больше составов нарушений ПДД. По последним данным столичного Департамента транспорта, в Москве комплексы фотовидеофиксации выявляют уже 59 видов нарушений правил дорожного движения. Следовательно, увеличивается количество фото- и видеоматериалов для рассмотрения», — объяснили в «Око».

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

  • выезд на встречную полосу в запрещенных местах;
  • несоблюдение разметки;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами;
  • превышение скорости.

Какой будет финальная версия документа при начале рассмотрения в Госдуме, пока неизвестно.

Сколько постановлений сейчас приходит с камер

Необходимость передачи полномочий по обработке материалов с камер от ГИБДД регионам эксперты объяснили ростом количества самих камер на дорогах и, как следствие, увеличением фиксаций. В 2020 году количество постановлений, оформленных на основе данных от автоматических комплексов, выросло на 20% по сравнению с 2019 годом и превысило 145,5 млн. А в 2021 году с помощью дорожных видеокамер Госавтоинспекция выписала уже 160,7 млн постановлений на сумму 104,1 млрд руб.

По данным ГИБДД, в 2020 году на дорогах работало 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. В 2021 году в одном из интервью глава ГИБДД Михаил Черников сообщал, что общее количество комплексов по всей России выросло до 23 тыс. единиц. И в дальнейшем их станет только больше: по планам Минтранса, в рамках программы Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД) к 2030 году количество камер должно вырасти на 250% по сравнению с показателями 2017 года. На это, согласно проекту, будет направлено 28,7 млрд руб.

Зачем нужна передача полномочий

Составы нарушений, которые может фиксировать один комплекс, постоянно расширяются. Одна камера может зафиксировать превышение скорости, проезд по обочине или «выделенке», проезд на красный свет, непристегнутый ремень, разговор по телефону и пр. Поэтому все полученные фиксации, как обращают внимание опрошенные Autonews.ru эксперты, нужно будет обрабатывать все большему количеству служащих. Кроме того, как считает представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов, обработка фотоматериалов напрямую к функциям инспекторов ГИБДД не относится.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Работа с данными с камер — не прямая задача инспекторов ГИБДД, — считает Кусов. — Их работа — фиксация самих нарушений, работа с водителями. А обработка данных в ЦАФАП — скорее офисная работа. Сейчас с камер идут потоки фотофиксаций, поэтому работу с этими данными запросто можно делегировать субподрядчикам, штатским лицам, которые не входят в структуру ГИБДД. И работа это несложная: сравнить, что нет ошибок, совпадают госномера и марка автомобиля, оценка ситуации — что происходит на картинке. Если это штраф за скорость — то это вообще очень легко».

Эксперт считает, что в случае прямой ответственности гражданских лиц за качество обработки, ошибок при отсмотре фиксаций станет меньше.

«У таких сотрудников обычная зарплата, которая никак не будет влиять на количество оформленных постановлений. Сама система защищена от злоупотреблений и никаких лишних штрафов дорисовать не получится. При этом, если у служащего будет риск потерять рабочее место, если у него пойдут ошибки, это будет стимулировать его повышать качество обработки постановлений», — объяснил участник отрасли.

При этом, как предположил Кусов, подписывать все решения об оформлении постановлений все равно должен ответственный сотрудник ГИБДД.

Что изменится для водителей

О том, что передача полномочий по вынесению постановлений о правонарушениях в регионы потребует изменений в КоАП, рассказал в беседе с Autonews.ru ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.

Юрист отметил, что такая практика в России уже применяется. Например, действует соглашение между МВД России и Правительством Москвы в части федеральных полномочий по вынесению административных постановлений за нарушение ПДД.

«Сам механизм передачи прост. Определяется перечень полномочий, которыми наделяют регион. Регион в свою очередь обозначает уполномоченный орган на обработку сведений с камер автоматической фиксации правонарушений с правом последующего вынесения постановлений об административном правонарушении. Как будет называться этот орган, роли никакой не играет», — объяснил Мацала.

Юристы раскрыли, можно ли в новых регионах не платить «украинские» штрафы

Жители новых субъектов России должны будут выплатить в бюджет России штрафы, которые назначили предыдущие власти регионов, сообщили опрошенные РБК юристы. При этом часть штрафов можно будет не платить, указали они

Фото: Дмитрий Смолиенко / ZUMA / ТАСС

Фото: Дмитрий Смолиенко / ZUMA / ТАСС

Жители новых регионов России могут не платить часть штрафов, которые назначили власти этих субъектов до вступления в состав России. Об этом РБК рассказали опрошенные юристы. Например, штраф за использование русского языка или штрафы, которые должны быть уплачены не в бюджет области до вступления в Россию, а в бюджет Украины, уточнили они. При этом большинство остальных штрафов, которые назначили до 30 сентября 2022 года, уплатить все же придется. По общему правилу оснований отказаться и не платить штрафы, подлежащие зачислению в региональные бюджеты, и не выполнять исполнительные документы по ним, нет. Это следует из закона об исполнительном производстве в новых регионах, заявил РБК старший преподаватель Финансового университета при правительстве России, кандидат юридических наук Игорь Семеновский. Этот закон был принят Госдумой вместе с остальными законодательными актами, которые регулировали интеграцию четырех новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации. «В соответствии с этим законом «предусмотрен особый порядок исполнения исполнительных документов о взыскании денежных средств, подлежащих зачислению в доход бюджетов новых регионов, выданных судами, иными государственными органами или должностными лицами ДНР, ЛНР, Украины до 30 сентября 2022 года, а также исполнительных документов, выданных либо вынесенных судами ДНР, ЛНР, Украины до 30 сентября 2022 года и подлежащих принудительному исполнению на территориях новых субъектов Российской Федерации, если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства являются указанные территории», — цитирует статьи документа Семеновский. Эксперт поясняет, что такие исполнительные документы имеют ту же юридическую силу, что и аналогичные документы, выданные судами, госорганами или должностными лицами Российской Федерации.

Дмитрий Аристов

У жителей новых регионов нет оснований отказаться платить назначенные ранее штрафы, говорит и юрист, генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. По его мнению, «ситуация со штрафами редкая, но с точки зрения юридической логики это правильный шаг: штрафы платятся в пользу того государства, которое в конкретный момент на конкретной территории осуществляет функции публичной власти и поддерживает порядок».

Какие штрафы можно не платить

«При этом, если какой-то нормы штрафа в законах России нет, то тогда речь о взыскании штрафа не идет», — рассказал Жданухин. В качестве примера такой нормы Жданухин приводит штрафы «за использование русского языка», которые существуют на территории Украины, но вряд ли теперь будут взыскиваться в пользу России. Зато «банальные административные штрафы ГИБДД», по мнению Жданухина, вполне могут быть взысканы в пользу тех, кто сейчас занимается системой ГИБДД на данной территории.

Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Юрист Семеновский отмечает, что обязанность жителей новых российских регионов заплатить административные штрафы, выданные до 30 сентября 2022 года, будет зависеть не только от типа штрафа, но и от того, куда должны быть зачислены средства с конкретных штрафов. По его словам, если эти средства подлежали зачислению именно в госбюджет Украины, то сейчас они не будут подлежать выплате. Если подлежали зачислению в бюджеты областей, то тогда они подлежат выплате гражданами из новых субъектов. «Есть разные нормативы зачисления штрафов от правонарушений. Вопрос в том, должны ли были эти деньги пойти в госбюджет Украины или в доход Херсонской, Запорожской областей. Согласно Бюджетному кодексу Украины, какие-то штрафы за различные виды административных правонарушений идут именно в бюджет украинский — бюджет унитарного государства, что-то идет в регионы. То есть подход такой: не что это за правонарушение, а куда зачисляются деньги с конкретного штрафа», — подчеркнул Семеновский. Эксперты отмечают, что схожие подходы в отношении штрафов, кредитных обязательств, исполнительных документов и прочих процессуальных действий и актов уже применялись после 2014 года в Крыму и Севастополе. «Но тогда это были неофициальные рекомендации, а сейчас речь идет о нормативе, так как территории более масштабные», — замечает Жданухин. При этом, по мнению юристов, для мировой практики эта ситуация «достаточно уникальная». «Последние официальные изменения на политической карте мира связаны с отделением Южного Судана от Судана в 2011 году и разделением Сербии и Черногории в 2006 году, — говорит Семеновский. — В таких случаях, как правило, устанавливаются конституционные и законодательные переходные периоды, отдельно регулирующие сферы общественных отношений: вопросы выбора гражданства, гражданско- и административно-правовые, судебные вопросы, вопросы исполнительного производства. За переходный период большая часть населения успевает решить насущные вопросы».

Фото:РИА Новости

В июне 2022 года новые власти Запорожья пообещали списать кредиты украинских банков, член ВГА Владимир Рогов тогда заявил, что «людям нет никакой логики платить банкам грабительские проценты за кредиты, учитывая, что все эти деньги идут на убийства этих же мирных людей». В январе этого года Минюст предложил для жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей ввести мораторий на взыскание долгов перед банками и коллекторами. Глава Федеральной службы судебных приставов Аристов в середине мая заявил, что с жителей новых регионов не будут взыскивать долги перед банками Украины, уточнив при этом, что штрафы, выданные до 30 сентября 2022 года, должны быть выплачены в бюджет новых областей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *