Как добавить материал в блендер
Перейти к содержимому

Как добавить материал в блендер

  • автор:

Библиотека материалов¶

Библиотека материалов – это библиотека, где пользователь может найти базовые и наиболее часто используемые материалы для использования в своих проектах или для создания на их базе своих собственных материалов.

При создании нового проекта возможно перенести библиотеку материалов в новый проект автоматически и подключать материалы оттуда.

_images/material_library_use.png

Для этого при создании нового проекта при помощи менеджера проектов надо выставить галочку Use Material Library . Тогда вся библиотека материалов будет автоматически скопирована в папку /assets/material_library/ в каталоге нового проекта.

Библиотека материалов может использоваться и в уже существующем проекте. Для этого достаточно скопировать файлы из папки /blender/material_library/ в каталоге SDK в папку /assets/ в каталоге проекта. После этого файлы материалов можно подключить к файлу сцены и использовать материалы в сцене.

Как и любые объекты, материалы можно добавлять к сцене с помощью команд Link и Append . Разница между ними описана здесь .

Структура библиотеки¶

Все материалы структурированы по папкам (по группам материалов) и отдельным файлам (по материалам). В каждом blend-файле находится один базовый материал (например bronze ) и материал на дополнительном объекте (например happy_recon_bronze ), который позволяет демонстрировать материал на характерном объекте, ассоциирующимся с данным материалом (например: материал золото — золотой слиток).

_images/material_library_main.png

Структура материала¶

_images/material_library_structure.png

  1. Ядро материала
  2. Нода Material , в которую подается вся нужная информация из ядра материала.
  3. Карта нормалей, которую при необходимости можно подключить к любому ядру материала.
  4. Текстура с необходимыми дополнительными масками для задания корректного поведения материала на поверхности объекта. В большинстве материалов использованы следующие маски:
  • Карта затенения
  • Карта загрязнения
  • Карта потёртостей
  • Карта патины

Ядро материала¶

Основная нодовая группа, которая содержит нодовую структуру, формирующую шейдер. Это по сути и есть сам материал в его чистом виде, все сложные взаимодействия нодовых узлов упакованы в одну группу для удобного использования. Для её настройки нодовая группа имеет специальные входы и выходы, а так же специфические вводные параметры.

Пример использования¶

_images/material_library_example.png

Здесь вы можете видеть пример настройки материала пластика на специальном демонстрационном объекте без использования текстур, подключаемых в ядро материала.

_images/material_library_example_demo.png

  1. Базовый цвет задан простой нодой RGB Color и подан на вход в ядро материала.
  2. В данной реализации материала не используется никаких карт нормалей и во вход Normal поданы данные нормалей с геометрии.
  3. В данном ядре материала присутствует специфическая настройка, регулирующая уровень глянца на материале. В данном случае значение выставлено на максимум.
  4. Также в материале используется запеченная маска затенения.

Теперь рассмотрим использование того же материала на другом объекте — пластиковом джойстике.

_images/material_library_example_gamepad.png

  1. В качестве цвета здесь используется вертексный цвет с геометрии объекта.
  2. Для геометрии джойстика была запечена карта нормалей, которая подана во вход Normal ядра материала.
  3. Уровень глянца объекта настроен на меньшее значение.
  4. Вместо масок демонстрационной модели используются маски (загрязнения и затемнения), запеченные специально для модели джойстика.

Следует заметить, что содержимое ядра материала не менялось и не корректировалось под другую геометрию.

Добавление материала в сцену¶

Добавление целого материала¶

_images/material_library_append.png

Выберете в меню File пункт Append или Link , в зависимости от того что вы хотите сделать — добавить объект полностью в ваш проект с возможностью изменять его (в этом случае выберите Append ) или только прилинковать без необходимости изменений (в этом случае выберите Link ).

_images/material_library_select_blend_file.png

Далее выберите интересующий вас .blend-файл с материалом из директории /blend4web/blender/material_library/

_images/material_library_select_material.png

Выберите сам материал в списке материалов и нажмите Append from Library или Link from Library . Теперь материал добавлен в вашу сцену и вы можете применить его к любому из объектов.

Добавление только ядра материала¶

Если вы хотите добавить только ядро материала, а остальную часть настроить самостоятельно, при линковке или добавлении вместо материала выберите NodeTree и, выбрав интересующую вас нодовую группу, нажмите Append from Library или Link from Library .

_images/material_library_add_core.png

Теперь эта нодовая группа находится в списке нодовых групп которые вы можете добавить в свой материал через Add=>Group в окне Node Editor.

_images/material_library_add_group.png

У любого материала есть свои требования не только в отношении определенных масок и текстур, но и вертексных цветов и UV-разверток.

© Copyright 2014-2017, Триумф. Обновлено: 2019-04-16.

Настройки материала¶

../../../_images/render_cycles_materials_settings_panel.png

По умолчанию, объекты с излучающими материалами используют выборки как с непрямым, так и прямым освещением, но в некоторых случаях количество шума удаётся снизить, если для некоторых материалов отключить выборку от прямого освещения. Это можно сделать, сняв галочку с параметра Множественная выборка по значимости. Особенно большую пользу это приносит на больших объектах, которые излучают мало света, по сравнению с другими источниками освещения.

Этот параметр влияет только на материалы, содержащие узел Излучение; в противном случае он будет отключён автоматически.

Прозрачные тени Используйте прозрачные тени, если материал содержит узел Прозрачный BSDF . при оключённой галочке визуализация ускорится, но не даст точных теней.

Объём¶

Содержит настройки, аналогичные таковым в настройках мира , только для отдельного материала.

Смещения¶

Этот параметр доступен только в экспериментальном режиме .

Метод смещения

Method used to perform Displacement on materials.

Displacement Only Вершины полисетки перед её визуализацией будут смещены, таким образом изменяя текущую полисетку. Лучшие результаты получаются, если полисетка уже сильно подразделена. В результате этот метод так же очень сильно использует память. Bump only When executing the surface shader, a modified surface normal is used instead of the true normal. This is a less memory intensive alternative to actual displacement, but only an approximation. Surface silhouettes will not be accurate and there will be no self-shadowing of the displacement. Displacement and Bump Оба метода могут быть скомбинированы, чтобы добавить истинное смещение на грубую полисетку, а затем использовать рельефное текстурирование для добавления деталей.

Настройки области просмотра¶

Цвет в области просмотра¶

Цвет Diffuse color of the object in the 3D viewport. Альфа Transparency of the object in the 3D viewport.

Блики в области просмотра:¶

Цвет Specular reflection color of the object in the 3D viewport. Жёсткость Roughness control for the object in the 3D viewport.

Альфа-канал в области просмотра¶

Режим смешивания

Режим смешивания для прозрачных граней.

Непрозрачность Визуализировать текстурированные грани в их цвете. Добавить Визуализировать полупрозрачные грани и добавлять цвета граней. Альфа-усечение Использовать усечённые альфа-значения изображения без смешивания (однобитный альфа-канал). Альфа-смешивание Визуализировать грань полупрозрачной в зависимости от альфа-канала текстуры. Альфа-сортировка Сортировать грани для корректной отрисовки альфа-канала (медленно, при возможности лучше используйте Альфа-усечение). Альфа-сглаживание Use texture alpha to add an anti-aliasing mask, requires multi-sample OpenGL display.

Индекс прохода¶

Индекс прохода Index number for the Material Index render pass . This can be used to give a mask to a material and then be read with the ID Mask Node in the compositor.

© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.

Использование библиотеки материалов / Блендер

Библиотека материалов «Вердж3Д» — это коллекция готовых к использованию материалов, которые вы можете назначить своей модели в «Блендере». Ниже, вы можете ознакомиться с процессом установки и эффективным методом использования данных материалов.

Примеры материалов из библиотеки Вердж3Д

  • Установка
  • Добавление материалов в проект
  • Настройка окружения
  • Развёртка
  • Настройка материалов
  • Разрешение изображений
  • Перемещение текстур в папку приложения

Установка

В магазине «Софт Эйт Софт» доступны следующие библиотеки материалов:

  • Базовая.
  • Ювелирная.
  • Набор материалов для техники (в разработке).

Просто распакуйте архив с библиотекой материалов в любую папку на вашем компьютере. Внутри распакованной папки вы найдете несколько файлов расширения blend (по одному на каждый материал). Текстуры используемые в материалах расположены в папке с названием material_maps. Папка environments содержит три варианта ХДР-изображений, которые вы можете использовать для окружения (каждый вариант представлен в разрешении: 1k, 2k и 4k).

Добавление материалов в проект

Чтобы использовать библиотеки материалов в проекте, вызовите диалоговое окно File / Append.

Затем перейдите в папку библиотеки и один раз нажмите на файл blend с материалом, который вы хотите добавить.

Нажмите один раз на папку Material.

. выберите материал и нажмите кнопку Append from Library.

Как только материал будет добавлен, у вас появится возможность назначить его для своей модели. Выберите модель, перейдите во вкладку Material, нажмите на маленькую кнопку рядом с названием материала (или рядом с кнопкой New, если у модели нет назначенного материала) и выберите из списка добавленный материал.

Настройка окружения

Материалы сделанные под движок «Иви» нуждаются в настроенном окружении, иначе они будут выглядеть темно из-за отсутствия отражений. В проекте создаваемом в «Вердж3Д» по умолчанию уже настроено окружение, которое вы можете использовать для своего приложения. Кроме того, вы можете настроить окружающую среду с нуля как показано в этом видео уроке. Для этой цели вы можете использовать любую из ХДР-текстур, находящихся в пакете материалов в папке environments.

Развёртка

Большинство материалов библиотеки требуют, чтобы у моделей была развёртка. Подумайте о том, чтобы развернуть свои модели для достижения наилучшего результата.

Настройка материалов

Большинство шейдеров предлагают наборы входных данных, путем настройки которых вы можете создать уникальный материал, подходящий под ваши нужды.

Кроме того, в материале имеются специальные входы для удобного подключения карты нормалей и эмбиент окклюжн.

Разрешение изображений

Некоторые материалы используют текстуры высокого разрешения (до 8k), которые могут существенно повлиять на скорость загрузки и производительность. Если необходимости в высоком разрешении текстур в вашем проекте нет, рассмотрите возможность ужать изображения.

Перемещение текстур в папку приложения

Для обеспечения целостности вашего приложения (что важно, если вы передаете исходные данные проекта третьим лицам), можно сохранить текстуры, используемые добавленными материалами, в папке приложения, как описано ниже.

Откройте Image Editor (или UV Editor) в «Блендере». Выберите текстуру из выпадающего списка и проверьте её путь к файлу.

Если окажется, что путь к текстуре указан из папки библиотеки материалов, используйте меню Image / Save As, чтобы сохранить её в папке приложения.

Найдите другие текстуры библиотеки материалов и повторяйте эту операцию до тех пор, пока все текстуры не будут перемещены.

Вы можете проверить целостность вашего приложения, переместив его папку в другое место в вашей файловой системе. Откройте blend файл и вызовите диалоговое окно File / External Data / Report Missing Files.

Если какие-то текстуры, используемые в blend-файле утеряны, внизу экрана появится соответствующее жёлтое предупреждение.

Остались вопросы?

Задавайте их на нашем форуме!

1.3. Материалы и текстуры

Материал – это набор параметров, определяющих характер поверхности объекта (а в некоторых случаях – и его объема). Они включают цвет (если быть точным, несколько компонентов цвета для разных составляющих освещенности), текстуру, параметры прозрачности, отражения и преломления и многие другие. В общем случае, эти параметры определяют закон, по которому свет должен отражаться от поверхности объекта.

Чтобы создавать на компьютере действительно качественные и реалистичные изображения, необходимо понять, как моделируется освещенность виртуальных объектов. В реальном мире свет состоит из мельчайших частиц, называемых фотонами. Фотон имеет свойства, присущие как волнам, так и элементарным частицам. Фотонов настолько много, что обычно можно пренебречь тем, что световое излучение состоит из отдельных частиц (это важно только в квантовой механике), и рассматривать его как непрерывный поток энергии. В этом случае к свету можно применить статистические законы и смоделировать его на компьютере.

Поток энергии отрывается от источника света и распространяется в пространстве, пока не столкнется с каким-либо объектом. При этом одна часть энергии поглощается веществом объекта, а другая – отражается (поэтому мы видим объекты как темные или светлые). Отраженный поток фотонов меняет свою длину волны в зависимости от свойств вещества, в результате чего мы воспринимаем у разных объектов различные цвета. Также некоторая часть фотонов проходит сквозь материал, и объект выглядит прозрачным. Проходя через вещество, световой поток может преломляться (менять направление) и рассеиваться.

Но если объекты отражают свет, почему же далеко не любая поверхность может служить зеркалом? Все дело в том, что идеальным зеркалом является только идеально гладкая поверхность, в то время как обычные поверхности в той или иной степени шероховаты – то есть, состоят из множества микроскопических граней-отражателей. Свет, попадая на поверхность объекта, многократно отражается от этих микрограней и рассеивается в пространстве, в результате чего мы не видим точных отражений, а только сплошной цвет.

В компьютерных моделях, описывающих материал объекта, этот феномен сведен к простым математическим формулам, по которым можно вычислить степень рассеянной (или, как обычно говорят, диффузной) освещенности в любой точке заданной поверхности.

Самая простая такая формула – закон Ламберта (Lambert), который определяет интенсивность диффузной освещенности в точке как косинус угла между направлением света и нормалью к поверхности в этой точке.

Модель Ламберта хорошо подходит только для сравнительно гладких поверхностей. Для моделирования шероховатой, бархатистой или запыленной поверхности часто используют диффузную модель Орена-Найара (Oren-Nayar), которая основана на предположении, что поверхность состоит из множества бесконечно малых микрограней, освещение каждой из которых описывается моделью Ламберта. Модель Орена-Найара имеет параметр для контроля шероховатости поверхности (Roughness). Этот параметр определяет, сколько света отразится назад в направлении источника света.

В Blender чаще всего используются именно эти две диффузные модели. Помимо диффузной, используется также бликовая составляющая освещенности. Бликовая составляющая (specular term) – это количество света, зеркально отраженного поверхностью. Блик – это прямое отражение источника света на поверхности объекта. Если учесть, что в компьютерной графике используются идеализированные объекты, возникает закономерный вопрос: почему точечный источник света, не имеющий объема и невидимый сам по себе, отражается как относительно крупный размытый световой блик? Этот феномен также объясняется наличием микрограней: они имеют собственные вектора нормалей, отклонение которых от основной нормали поверхности меняют интенсивность зеркально отраженного света.

Цвет блика может не совпадать с цветом материала. Это справедливо для некоторых многослойных материалов – например, пластик представляет собой «слоеный пирог» из пигмента и прозрачного полимера: блик дают прозрачные слои, а диффузное рассеивание – цветные. Однородные материалы такого эффекта не производят, и блики на них имеют тот же цвет, что и сами материалы. Яркий пример – металл.

Для сравнительно гладких материалов (таких, как пластик или металл) обычно пользуются эмпирической моделью Фонга (Phong). Она не соответствует точному физическому описанию отражения света, но в большинстве случаев позволяет достичь приемлемых реалистичных результатов. Формула Фонга основана на простом наблюдении: блестящие поверхности дают маленькие и резкие блики, в то время как матовые – большие и размытые. Более согласованная с физикой модель, которая поддерживается в Blender – модель Кука-Торренса (Cook-Torrance). Она основана на допущении, что поверхность состоит из микрограней, каждая из которых является идеальным зеркалом.

Зная, где и как правильно применять эти модели, можно моделировать объекты, по внешнему виду максимально приближенные к реальным.

Так, для матовых поверхностей вроде камня, бетона или бумаги лучше всего подходит модель Ламберта. Блики на пластике, фарфоре, металле, матовом стекле имитируются моделью Фонга. Бархат, вельвет, ковры и некоторые другие виды тканей лучше всего воссоздаются моделями Орена-Найара и Кука-Торренса. В Blender материал объекту можно добавить в редакторе свойств, который по умолчанию находится в правой части окна программы. Переключите панель со значками на Material, добавьте объекту новый материал (если его нет) при помощи кнопки New.

Рассмотрим основные параметры материала.

Diffuse. Цвет и модель диффузной (рассеянной) компоненты освещенности. Вы можете указать цвет, нажав по нему левой кнопкой мыши – появится RGB-палитра с возможностью точного подбора каналов цвета.

Specular. Цвет и модель бликовой (зеркальной) компоненты освещенности. Форма блика зависит от выбранной модели и специфичных для нее параметров – это может быть как маленькая резкая точка, так и большое размытое пятно.

Transparency. Если поставить галочку напротив этого параметра, можно сделать объект прозрачным. Степень прозрачности контролируется параметром Alpha. Существует несколько типов прозрачности, в том числе с поддержкой преломления световых лучей, как и в реальных материалах – мы еще рассмотрим их подробнее в следующей главе.

Mirror. Если поставить галочку напротив этого параметра, поверхность объекта будет зеркально отражать окружающие предметы. Степень отражаемости контролируется параметром Reflectivity.

Текстура

Текстура – это изображение, которое определяет цвет (или какую-либо другую характеристику) материала в каждой точке поверхности. Говорят, что текстура накладывается на поверхность: иными словами, создается особая «карта», сопоставляющая поверхность с плоским изображением. Эту карту называют UV-разверткой или просто разверткой. В Blender вы можете создавать развертки вручную, но в случае использования базовых примитивов за вас это автоматически сделает сама программа.

Текстуру можно добавить в материал, переключившись на Texture на панели со значками свойств. У материала может быть более чем одна текстура – это часто бывает необходимо для создания сложных эффектов. Добавьте первую текстуру, нажав кнопку New. По умолчанию создается процедурная (то есть, автоматически сгенерированная программой) текстура типа «облака» (Clouds). Есть также несколько других типов процедурных текстур: «дерево», «мрамор», диаграмма Вороного, шум и т.д. Естественно, Blender позволяет в качестве текстуры выбрать произвольное растровое изображение: для этого переключите тип текстуры (Type) на Image or Movie («Изображение или фильм») и на вкладке Image нажмите Open. Если ваш объект – куб (или параллелепипед), то можно указать тип автоматической развертки на вкладке «Mapping»: Projection → Cube.

На вкладке Influence («Влияние») можно управлять характеристиками материала, на которые влияет данная текстура. По умолчанию стоит цвет (Color) – текстура влияет на диффузный цвет материала. Она также может влиять на бликовую составляющую, прозрачность, отражаемость и геометрию поверхности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *