Кто может останавливать транспортное средство кроме гибдд
Перейти к содержимому

Кто может останавливать транспортное средство кроме гибдд

  • автор:

Не только ГИБДД: Кто может остановить вашу машину

Не только ГИБДД: Кто может остановить вашу машину

Кроме того, сотрудник полиции может изъять автомобиль для служебных надобностей «в случаях, не терпящих отлагательств», например, для пресечения преступлений, транспортировки раненых в больницу, преследования нарушителей и так далее. При этом в первую очередь изъятию подлежат авто государственных и муниципальных органов, а также общественных организаций. Автомобили граждан разрешается использовать «в исключительных случаях».

ФСБ

Тормозить транспортные средства могут и сотрудники ФСБ, однако не жезлом или ладонью, как полиция или инспектор ГИБДД, а путем стрельбы на повреждение из табельного оружия. Соответствующие полномочия подробно описаны в статье 14.3 «Применения оружия» федерального закона «О федеральной службе безопасности».

«Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов Федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами», — говорится в документе.

Таможня

Еще одна категория служащих, наделенных правом останавливать автомобиль, являются таможенники. Согласно пункту 2 действующей редакции «Правил дорожного движения», делать это они могут в зоне своей юрисдикции: в зонах таможенного контроля вдоль государственной границы России. Единственное исключение: если технически допустимая максимальная масса транспортного средства составляет три с половиной тонны и более, то есть если речь идет о фурах и большегрузах. Их сотрудники таможни также имеют право тормозить в местах, обозначенных специальным дорожным знаком «Пункт таможенного контроля».

Тормозить едущие автомобили уполномочены сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — она же Ространснадзор. Согласно приказу Министерства транспорта № 119, Ространснадзор имеет право останавливать любые транспортные средства на любых дорогах для весового и габаритного контроля.

Отметим, сотрудники Федеральной службы судебных приставов и Росприроднадзора законного права останавливать автомобили не имеют. Поэтому совместные рейды они всегда проводят в связке с ГИБДД. Однако инспектор Росприроднадзора, к примеру, во время рейдов по браконьерам вправе осмотреть уже остановленный автомобиль. И неважно, ехал он до этого по трассе или был припаркован где-нибудь у обочины. Соответствующая норма закреплена в статье 43.3 закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Добавим, штрафы для водителей за отказ от остановки в ответ на законное требование уполномоченных органов могут сильны вырасти. Если раньше штраф составлял от 500 до 800 рублей, то теперь его предложили повысить до диапазона от семи до десяти тысяч. Соответствующий законопроект под авторством сенаторов и депутатов размещен в Системе обеспечения законодательной деятельности. Как отмечают его авторы, главная цель нововведений — повысить культуру вождения на российских дорогах.

Кто имеет право остановить транспортное средство

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право остановить транспортное средство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все
  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все
  • Теория права:
  • Административное законодательство
  • Алеаторные сделки
  • Буквальное толкование закона
  • Верховенство права и правовое государство
  • Вещи изъятые из оборота
  • Показать все

Судебная практика

Апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 09.08.2022 N 22-5671/2022 по делу N 1-210/2022
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен, из вводной части исключено указание на адрес проживания осужденного. Между тем факт перечисления денежных средств на счет благотворительного фонда «подари жизнь», с учетом установленных судом обстоятельств совершенного преступления, не свидетельствует о снижении общественной опасности содеянного и не дает оснований считать, что внесением пожертвований в общественную организацию, осуществляющую социально значимые функции, Л. полностью загладил вред, причиненный интересам общества и государства. Так, судом установлено, что, будучи лишенным права управления транспортными средствами за совершенное административное правонарушение в сфере безопасности дорожного движения, в силу чего у него отсутствовало действующее водительское удостоверение, Л., управляя автомобилем, не имея на то права, будучи вновь остановленным за совершение административного правонарушения, предъявил сотруднику полиции заведомо поддельное водительское удостоверение.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 77-1774/2022
Приговор: По ст. 264.1 УК РФ (нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию).
Постановление: Приговор оставлен без изменения. Виновность М. в совершении инкриминируемого ему преступления обоснованно установлена судом на основании: показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, показаний самого осужденного М., данных на предварительном следствии и подтвержденных им в суде о том, что он употребил таблетку, содержащую наркотическое средство кодеин, после чего сел за руль автомобиля своей супруги и, не имея водительских прав на управление транспортным средством, стал осуществлять движение по населенному пункту, где был остановлен инспектором ДПС, поскольку прибор на месте не показал результатов на алкогольное опьянение, сотрудник ДПС предложил ему пройти медицинское освидетельствование, исходя из имевшихся у него признаков, но он заявил отказ об этом, свою вину в совершении преступления и квалификации деяния признал полностью; а также — на основании представленных по делу и исследованных доказательств:

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении
(Митрошин Д.В., Якимов А.Ю.)
(«Административное право и процесс», 2022, N 11) Так, водитель должен вести транспортное средство с такой скоростью, чтобы иметь возможность остановиться и пропустить транспортные средства, имеющие преимущественное право проезда (п. 1).

«Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск IV»
(выпуск 11)
(«Редакция «Российской газеты», 2020) На основании п. 1 ч. 3 ст. 23 Закона о полиции сотрудник полиции имеет право применить оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан.

Инспекторам подобрали нужные слова

Новый порядок взаимодействия ДПС с водителями вступает в силу

11 июля в силу вступает приказ МВД, регламентирующий новый порядок надзора сотрудников ДПС за дорожным движением. Это своего рода служебная инструкция, которая описывает правила общения инспекторов с водителями. Документ устанавливает новые ограничения для работников ГИБДД: теперь им запрещено брать из рук водителей не только деньги и ценные бумаги, но и мобильный телефон. Кроме того, новая формулировка не оставляет сомнений в праве инспектора остановить машину для проверки документов без каких-либо дополнительных оснований.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Во вторник вступает в силу приказ МВД №264 («Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»), который идет на смену административному регламенту 2017 года.

Из текста нового приказа можно сделать вывод о том, что полиция при подготовке пыталась исключить различные конфликтные и спорные ситуации на дорогах.

До сих пор, например, инспектору должностной инструкцией запрещалось брать у водителя из рук вместе с документами деньги, ценные бумаги и иные «предметы». Теперь нельзя «пользоваться средствами связи участников движения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства». Официально МВД данную новеллу не поясняло, но в сети описаны многочисленные случаи, когда нарушители настойчиво просят инспектора взять мобильный телефон, чтобы поговорить с неким родственником или «другом» из силовых структур для «решения вопроса». Отныне инспекторы, не желающие ни с кем разговаривать, могут сослаться на норму приказа. Напомним, все действия сотрудников фиксируются на видеорегистратор — невыполнение порядка чревато для них санкциями.

Порой водители при проверках требуют от инспекторов показать документы о проведении рейдов, послуживших основанием для остановки (к примеру, рейда по проверке пьяных на дорогах).

В новом регламенте уточнено: автомобилист вправе ознакомиться с документами, «содержащими информацию ограниченного распространения», в подразделении ГИБДД или в отделении полиции. На месте сотрудник предоставлять эти данные не обязан.

В регламенте также записана обязанность полицейских в случае ДТП сообщать близким родственникам жертв аварий информацию о больницах, куда направили пострадавших в аварии. Эта норма уже записана в законе о полиции, теперь ее продублировали в регламенте. Прежде сотрудникам при разговоре с водителями предписывалось «воздерживаться» от «любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений», теперь это прямо «запрещено».

Старый регламент запрещал движение авто в случае, если инспектор обнаружил неисправности тормозов, рулевого управления, неработающие фары ночью или сломанные стеклоочистители во время осадков. Теперь сотрудник ДПС «вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей», при этом стоянка авто во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности движения. Если возникли более мелкие неисправности, то водитель обязан устранить их на месте или следовать к месту ремонта «с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Приказ №264 сохраняет за ГИБДД возможность вести так называемый скрытый надзор за движением — речь идет об инспекторах, несущих дежурство на авто без цветографической схемы.

На одном из этапов разработки приказа ведомство хотело разрешить таким сотрудникам составлять протоколы, но в итоге от идеи отказалось (причины неизвестны). Сотрудники на «гражданских» машинах, как и раньше, будут следить за движением, фиксировать нарушения с помощью камер (при выездах на встречную полосу, проездах пешеходных переходов и т. д.) и передавать данные наряду ДПС на служебной машине, который уже остановит и «оформит» нарушителя.

Сотрудникам ГИБДД дали рекомендации, как вести себя с провокаторами, блогерами и троллями

Новых прав инспекторам порядок не предоставляет, а лишь расшифровывает для полицейских и водителей некоторые процедуры, описанные в законах, чтобы исключить конфликтные ситуации, обращает внимание капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. «К примеру, в старом приказе из-за формулировок до конца не было понятно, может ли инспектор остановить машину только для проверки документов, не имея на это никаких дополнительных оснований,— пояснил он “Ъ”.— Теперь этот момент четко урегулирован: сомнений нет, такое право есть. То же самое — с отстранением от управления» Эта мера обеспечения, напомним, применяется при пьяном вождении, управлении без прав, при других грубых нарушениях ПДД. Она упоминается в КоАП, говорит господин Ильинов, но нигде не расшифровано, как ее выполнять на практике. «Многие инспекторы сомневались — новый приказ этот вопрос также снял,— пояснил эксперт.— Теперь при отстранении от управления инспектор вправе требовать от водителя выйти из машины, а в случае неподчинения — оформить материалы по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»».

Уклонисты от призыва не смогут водить машину

11 июля также вступает в силу приказ МВД №426 от 21 июня 2023 года о порядке ограничения прав военнообязанных на управление автомобилем. Гражданин, не явившийся в военкомат в течение 20 суток со дня получения повестки, лишается права управлять транспортным средством, получать и менять водительское удостоверение.

Напомним, что в апреле президент Владимир Путин подписал закон о введении единого реестра военнообязанных. Со дня получения повестки из военкомата (как в электронном, так и в бумажном виде) гражданин будет ограничен в получении банковских кредитов, в выезде из России, в пользовании транспортом и регистрации его в органах ГИБДД. Единый реестр воинского учета заработает к осеннему призыву, заявлял ранее глава Минцифры Максут Шадаев.

В течение суток после формирования повестки в реестре информация об ограничениях на управление автомобилем вносится в федеральную информационную систему Госавтоинспекции, доступ к которой есть у всех сотрудников ГИБДД. Отметим, что действующим КоАП (ст. 12.7) предусмотрены санкции в случаях, если у водителя вообще нет прав или он лишен их по решению суда,— отдельное наказание за езду с «ограниченными» правами отсутствует. Каким образом будут наказывать уклонистов-автомобилистов, неизвестно, пояснений от властей не поступало.

Наложенное полицией ограничение может быть отменено только после внесения изменений в реестре воинского учета. Поводом для отмены помимо явки в военкомат станет также удовлетворенная жалоба автомобилиста, которому удастся доказать, что не обязан исполнять требование о явке.

  • Газета «Коммерсантъ» №123 от 11.07.2023, стр. 5

Что делать, если инспектор требует остановиться в запрещенном месте

Сотрудник ГИБДД — представитель закона на дороге и его указаниям водитель должен подчиняться беспрекословно. Как же должен поступить автомобилист в случае, когда инспектор требует от него остановиться в том месте, где это действие запрещено правилами дорожного движения?

Порядок действий сотрудников ГИБДД на дороге описан в пункте 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 года. В частности, там говорится, что представители Госавтоинспекции не имеют права останавливать транспортное средство в любом месте.

Так, им запрещено останавливать автомобили в тех местах, где это не позволяют сделать правила дорожного движения. Но из этого правила есть исключение: сотрудник ГИБДД может остановить автомобиль даже в том месте, где это запрещено правилами, если это нужно сделать для пресечения преступления или предотвращения угрозы жизни. К примеру, инспектор может остановить автомобилиста перед тем местом, где случилось дорожно-транспортное происшествие, чтобы не подвергать водителя и его пассажиров угрозе.

Также инспектор вправе остановить водителя даже в нарушение ПДД там, где стоит патрульная машина со специальными световыми сигналами. По закону место на дороге, где остановился автомобиль инспектора ДПС, становится местом, где можно проводить досмотр, а значит в этой зоне дорожные знаки временно не действуют.

Что же происходит тогда, когда сотрудник Госавтоинспекции потребовал от автомобилиста остановить машину, где эта остановка запрещена ПДД. В этом случае именно инспектор берет на себя ответственность за происходящее на дороге. Более того, как это указано в пункте 88 уже упомянутого Приказа МВД, сотрудник ГИБДД обязан принять меры «по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте».

И хотя водитель должен подчиняться представителю Госавтоинспекции, порой он может выполнять эти требования так, чтобы минимально нарушать ПДД. Например, если инспектор находится перед пешеходным переходом, то лучше остановиться сразу за «зеброй», чтобы создавать меньше помех пешеходам.

Особый случай, когда по требованию сотрудника ГИБДД автомобилисту нужно остановиться в неположенном месте, где нарушения ПДД фиксируются на камеру. Понятно, что в этом случае система «выпишет» штраф автоматически, несмотря на то, что водитель был вынужден подчиниться требованиям инспектора, и неумышленно нарушил правила. В этом случае автомобилист должен будет обратиться в группу разбора происшествий ГИБДД и представить доказательства того, что он выполнял требования инспектора. Часто для того, чтобы получить такое доказательство, нужно сфотографировать свой автомобиль рядом патрульной машиной.

Добавим, что места, где автомобилистам запрещено останавливать автомобиль, перечислены в пункте 12.4 Правил дорожного движения. Там, в частности, говорится, что останавливать машину нельзя на трамвайных путях или в непосредственной близости от них, на железнодорожных переездах, тоннелях, на эстакадах, мостах и путепроводах, а также под ними. Кроме того, в местах, «где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *