Когда надо пропускать гибдд
Перейти к содержимому

Когда надо пропускать гибдд

  • автор:

В каких случаях и как уступать дорогу спецтранспорту с включенными проблесковыми маячками и машинам с синими мигалками

К вам приближается автомобиль с включёнными проблесковыми маячками. Уступать дорогу или нет? И если не уступить дорогу, то какой штраф ждёт? Разбираемся в этой статье.

В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками

Все случаи, когда необходимо уступить дорогу спецтранспорту или другим автомобилям с мигалками (например, правительственным) прописаны в пункте 3.2 ПДД:

«При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)».

То есть дорогу машине с мигалками уступать нужно только при ОДНОВРЕМЕННОМ выполнении ДВУХ УСЛОВИЙ:
1. Включены проблесковые маячки синего или красного и синего цветов
2. Включён звуковой сигнал.

Если у машины включены красные и синие маячки, звуковой сигнал, есть цветографическая схема и она сопровождает другое ТС или колонну, то уступать дорогу нужно всем.

Заметьте, уступать дорогу нужно только спецтранспорту с синими или сине-красными маячками, с жёлтыми и оранжевыми — нет.

Что значит «уступить дорогу» и как это делать

Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать, например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.

Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».

Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили.

К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.

Штраф за «не уступил дорогу»

Все виды наказаний за «не уступил дорогу» автомобилю с включенными проблесковыми маячками и мигалками прописаны в статье 12.17 КоАП.

1. Если не уступил дорогу машине без цветографических схем, например, «правительственному» чёрному мерседесу с синей мигалкой, то наказание — предупреждение или штраф 500 руб.

«1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

2. Если не уступил дорогу спецтранспорту с цветографическими схемами (скорой, пожарной, ГИБДД, ФСБ и т. д.), то наказание более существенное — штраф от 3 000 до 5 000 руб. или лишение прав от 3 месяцев до 1 года.

«2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».

3. Особое внимание — скорой помощи. Если не уступил дорогу скорой и это повлекло за собой серьёзный вред здоровью пациента или даже его смерть, то наказание внушительное, вплоть до лишения свободы до 4 лет. Подробнее мы уже писали в статье «Не пропустили скорую? Штраф от 3000 рублей или в тюрьму».

Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Классы автошколы:

Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева

ГИБДД: пешеходам надо убегать при виде машин со спецсигналами

ГИБДД: пешеходам надо убегать при виде машин со спецсигналами

Пешеходы теперь могут чувствовать себя на дороге в большей безопасности. Поправки в Правила дорожного движения (ПДД), которые вступят в силу с 20 ноября 2010 года, исключают все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу, сообщает Департамент ОБДД МВД России.

«Сейчас в ПДД прописано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который пользуется приоритетом, но непонятно как именно. Ведь, согласитесь, в данном случае эту формулировку можно толковать как притормозить или быстро проехать — и так, и так это означает уступить», — прокомментировал поправки заместитель начальника Департамента ОБДД МВД России генерал-майор милиции Владимир Кузин.

«Новые поправки ликвидируют всю расплывчатость. Теперь в пункте 14.1 четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода», — отметил Кузин. «Как видим, теперь есть четкие рекомендации, и водители должны их строго выполнять, тогда и аварий с участием пешеходов станет на порядок меньше».

Что касается вопроса пешеходов и машин со спецсигналами, который вызвал обширные дискуссии в Интернет-сообществе, то здесь фактически ничего не поменялось, кроме самой формулировки, которая также была уточнена. В новой редакции ПДД теперь сказано, что пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маяком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

«В предыдущей редакции требовалось уступить дорогу и опять возникал вопрос: как лучше это сделать — все-таки успеть перебежать или остановиться. В итоге пешеходы начинали нервничать, метаться по дороге, что могло привести к весьма негативным последствиям», — разъяснил Кузин.

«Поправки ни в коей мере не прописывают право машин со спецсигналами давить пешеходов. Я уверен, что с уточнением формулировок в ПДД будет меньше проблем и у водителей, и у пешеходов», — подчеркнул заместитель начальника российской Госавтоинспекции.

  • Правила дорожного движения
  • МВД России, ГИБДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Что происходит в судах?

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится. Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

Что должен делать водитель, увидев машину со спецсигналами

В правилах дорожного движения четко прописано, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов правил, кроме сигналов регулировщика. То есть они могут проехать на красный свет, развернуться или повернуть там, где для всех остальных это запрещено, двигаться по встречной полосе, превышать скорость, но при условии обеспечения безопасности движения. Для этого им и дан спецсигнал, чтобы предупреждать других водителей о возможной опасности.

Автомобили со спецсигналами и спецокраской, например, автомобиль ГИБДД или ВАИ, могут двигаться не одни, а сопровождать колонну. В таком случае исключения из правил распространяются и на эту колонну.

Что должен делать водитель при встрече с таким автомобилем, также прописано в правилах. Он обязан уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда машины со спецсигналом и сопровождаемых транспортных средств.

Понятие «уступить дорогу» также расшифровано в правилах. Это требование означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть попутный транспорт должен принять вправо, а то и вовсе съехать на обочину, если такая возможность есть, и остановиться.

Если автомобиль со спецсигналами двигается по встречной полосе, то водители и попутных, и встречных автомобилей должны подвинуться и снизить скорость, чтобы не создавать помех машине со спецсигналами.

Не уступили дорогу автомобилю с включенными спецсигналами — штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца

За нарушение этого пункта правил грозит немаленькое наказание. Если вы не уступили дорогу машине с включенным маяком и сиреной, вам грозит штраф 500 рублей. Но если вы не уступили дорогу автомобилю со спецокраской с включенными спецсигналами, то вам уже будет грозить штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.

Есть, правда, оговорка в правилах. Воспользоваться приоритетом водители машин с включенными спецсигналами могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

Немного о колоннах, которые сопровождают с мигалками. Их запрещается обгонять, пересекать, а также встраиваться в них. С какой бы скоростью такая колонна ни ехала по дороге, всем попутным машинам предстоит тащиться у нее в хвосте.

Но как отличить колонну от просто пристроившихся сзади автомобилей? Сделать это довольно сложно. Ведь не всегда в колонне однородные автомобили. Правила требуют от всех сопровождаемых включать ближний свет фар. Но сегодня по дороге большинство едет с включенным ближним светом. Может, было бы разумней внести в правила поправку? Например, обязать всех сопровождаемых ехать с включенной аварийной сигнализацией?

Это как-то выделит колонну из общего потока. Ведь не всегда колонну сопровождают два автомобиля: один спереди, другой сзади. Две машины выделяются только на колонны, в которых 8 и более сопровождаемых машин.

Кстати, в правилах этого нет, но в приказах МВД и минобороны четко прописано, что колонны в целях безопасности не должны выезжать на встречную полосу. То есть колонна не должна обгонять попутные автомобили. Машина сопровождения должна требовать от попутчиков принять вправо и пропустить колонну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *