На что расходуются средства фсс
Перейти к содержимому

На что расходуются средства фсс

  • автор:

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования (ФСС) – государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для социального страхования граждан.

В современном виде ФСС России создан в 1990 году на основании постановления Совета министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». А с 1993 года становится финансово-кредитным учреждением при правительстве Российской Федерации. Через несколько лет был принят специальный Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ.

Однако история общественного фонда социального страхования имеет более глубокие корни. Еще в 1889 году в Государственный совет был внесен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Законодательно идея была закреплена 2 июня 1903 года с принятием первого общероссийского закона «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

В 1918 году, уже после революции, было принято постановление, гарантировавшее обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

Единый бюджет системы страхования был создан в 1929 году. С 1931-го за счет соцстраховских средств началось финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санаториях, пансионатах, домах отдыха), а также детских оздоровительных лагерей.

ФСС осуществлял финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению других возложенных на него государственных функций.

Для реализации этих задач на территориях всех субъектов РФ были созданы отделения фонда.

Его бюджет утверждался ежегодно федеральным законом. Он не входил в консолидированный бюджет Российской Федерации. Далее ФСС перераспределял средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, фонд отвечал за разработку и реализацию государственных программ по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Для осуществления своей деятельности ФСС собирал страховые взносы с предприятий и организаций, которые рассчитывались как процент от начисляемой зарплаты сотрудников. При этом каждая регистрируемая в установленном законом порядке организация была обязана встать на учет в территориальном отделении Фонда социального страхования. Кроме того, при открытии счета в банке юридическому лицу необходимо было направить в ФСС уведомление об открытии счета.

Какие пособия выплачивал ФСС

Собранные средства фонд расходовал на выплату следующих пособий:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  • пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
  • пособие на погребение и другие пособия.

С 1 января 2023 года Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединили в единую организацию — Социальный фонд России (СФР).

На что расходуются средства Фонда социального страхования

Снежана Чистякова, исполняющий обязанности руководителя Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ФСС), рассказала журналистам о работе фонда.

Общество, 11:53, 11 апреля 2018,
Слушать новость

На что расходуются средства Фонда социального страхования. Снежана Чистякова, исполняющий обязанности руководителя Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ФСС), рассказала журналистам о работе фонда..

Зачетный принцип

В структуре расходов фонда основную долю составляют выплаты пособий по временной нетрудоспособности – более 2 миллиардов рублей, по уходу за ребенком до полутора лет – 1,7 миллиарда рублей, беременности и родам – более миллиарда рублей, а также финансирование оплаты медицинских услуг женщинам в послеродовой период и новорожденным в течение первого года жизни. В регионе действует зачетная система выплат пособий, которая эффективна для бюджетных и крупных стабильных предприятий. Вместе с тем, зачетный принцип не позволяет фонду своевременно выявить недобросовестных работодателей, которые лишают работников страховой выплаты в период нетрудоспособности и отпуска по уходу за ребенком.

Взносы и неуплаты

Ежемесячный мониторинг плательщиков страховых взносов показывает, что причинами несвоевременной уплаты страховых взносов является ухудшение финансово-экономического положения страхователей, сезонный характер работ, несвоевременные расчеты по выполненным работам и многое другое. Вследствие этого недоимка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, невозможная к взысканию в прошлом году, составила более 29 миллионов рублей, или свыше 46 процентов от общей суммы недоимки.

Расходы на обязательное страхование

За отчетный период расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили более 455 миллионов рублей. Это позволило выполнить в полном объеме все заявки на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. В регионе активно осуществляется лечение пострадавших после тяжелых случаев на производстве. На эти цели израсходовано более 13 миллионов рублей. По 39 страховым случаям восстановили трудоспособность 25 человек.

Количество несчастных случаев на производстве по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 9 с лишним процентов, а за последние пять лет снизилось на 32 процента.

Продолжается софинансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Выделенные ассигнования страхователи активно направляли на периодические осмотры, приобретение средств индивидуальной защиты, санаторно-курортное лечение, аттестацию рабочих мест. Менее популярно обучение охраны труда, приобретение алкотестеров, тахографов, обеспечение лечебно-профилактического лечения.

ЭЛН – новый больничный лист

С момента запуска проекта «Электронный лист нетрудоспособности» (ЭЛН) прошло девять месяцев. Новым больничным листом воспользовались более 3 700 тюменцев, свыше 600 работодателей подтвердили готовность принимать ЭЛН. Среди плюсов «новинки» получатели отмечают невозможность потерять его, измять, экономию времени – достаточно сообщить в кадры номер ЭЛН. Работодатели – ошибки при его заполнении практически сведены к нулю, нельзя подделать, значительно сокращен объем сведений, а также процесс оформления: пока электронный документ имеет статус «открыт», его видят медицинская организация и ФСС. После закрытия он отражается в «Личном кабинете» работника и по запросу работодателей – на ресурсе фонда, где легко отследить процесс прохождения больничного от оформления до его оплаты.

Новый канал взаимодействия

В текущем году фонд запустил новый проект «Мобильный офис». Это простой и удобный для получателей льгот способ, который позволяет даже жителям отдаленных территорий региона не выходя из дома получить информацию о социальных услугах и организациях, которые их оказывают. К примеру, узнать свою очередь на санкурлечение. Ввел номер своего СНИЛС и получи ответ на вопрос. В «Мобильном офисе» также можно отправить заявление и документы по различным видам обеспечения. Кстати, на первый квартал услугой воспользовалось более пяти тысяч человек.

Стоит отметить, что встречи с населением проходят, как и в прежние годы, в привычных для граждан местах – районных обществах инвалидов, управлениях социальной защиты населения и комплексных центрах обслуживания населения.

Очередность сохраняется

Последние семь лет обеспечением федеральных дьготников техническими средствами реабилитации (ТСР) осуществляли органы социальной защиты населения. С начала текущего года эти функции переданы региональному отделению ФСС. При этом очередность по обеспечению ТСР и санкур сохранена. Ранее оформленное заявление в соцзащите не переписывается, что не скажешь о средствах ежедневного ухода (памперсы, пеленки и так далее).

В настоящее время заключены госконтракты на их поставку, а также протезы верхних и нижних конечностей. В ближайшее время будут заключены контракты на ортопедическую обувь, ортезы, санаторно-курортное лечение.

В планах

Фонд социального страхования продолжает постепенно переходить на прямые выплаты. Это произойдет поэтапно до 1 июля 2020 года. В 2019 году в электронном формате будут выдаваться родовые сертификаты, что позволит не только уменьшить затраты на выпуск бланков, но и предотвратить их подделку.

Опубликовано: газета №61(4596)

Зачетный принцип

В структуре расходов фонда основную долю составляют выплаты пособий по временной нетрудоспособности – более 2 миллиардов рублей, по уходу за ребенком до полутора лет – 1,7 миллиарда рублей, беременности и родам – более миллиарда рублей, а также финансирование оплаты медицинских услуг женщинам в послеродовой период и новорожденным в течение первого года жизни. В регионе действует зачетная система выплат пособий, которая эффективна для бюджетных и крупных стабильных предприятий. Вместе с тем, зачетный принцип не позволяет фонду своевременно выявить недобросовестных работодателей, которые лишают работников страховой выплаты в период нетрудоспособности и отпуска по уходу за ребенком.

Взносы и неуплаты

Ежемесячный мониторинг плательщиков страховых взносов показывает, что причинами несвоевременной уплаты страховых взносов является ухудшение финансово-экономического положения страхователей, сезонный характер работ, несвоевременные расчеты по выполненным работам и многое другое. Вследствие этого недоимка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, невозможная к взысканию в прошлом году, составила более 29 миллионов рублей, или свыше 46 процентов от общей суммы недоимки.

Расходы на обязательное страхование

За отчетный период расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили более 455 миллионов рублей. Это позволило выполнить в полном объеме все заявки на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. В регионе активно осуществляется лечение пострадавших после тяжелых случаев на производстве. На эти цели израсходовано более 13 миллионов рублей. По 39 страховым случаям восстановили трудоспособность 25 человек.

Количество несчастных случаев на производстве по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 9 с лишним процентов, а за последние пять лет снизилось на 32 процента.

Продолжается софинансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Выделенные ассигнования страхователи активно направляли на периодические осмотры, приобретение средств индивидуальной защиты, санаторно-курортное лечение, аттестацию рабочих мест. Менее популярно обучение охраны труда, приобретение алкотестеров, тахографов, обеспечение лечебно-профилактического лечения.

ЭЛН – новый больничный лист

С момента запуска проекта «Электронный лист нетрудоспособности» (ЭЛН) прошло девять месяцев. Новым больничным листом воспользовались более 3 700 тюменцев, свыше 600 работодателей подтвердили готовность принимать ЭЛН. Среди плюсов «новинки» получатели отмечают невозможность потерять его, измять, экономию времени – достаточно сообщить в кадры номер ЭЛН. Работодатели – ошибки при его заполнении практически сведены к нулю, нельзя подделать, значительно сокращен объем сведений, а также процесс оформления: пока электронный документ имеет статус «открыт», его видят медицинская организация и ФСС. После закрытия он отражается в «Личном кабинете» работника и по запросу работодателей – на ресурсе фонда, где легко отследить процесс прохождения больничного от оформления до его оплаты.

Новый канал взаимодействия

В текущем году фонд запустил новый проект «Мобильный офис». Это простой и удобный для получателей льгот способ, который позволяет даже жителям отдаленных территорий региона не выходя из дома получить информацию о социальных услугах и организациях, которые их оказывают. К примеру, узнать свою очередь на санкурлечение. Ввел номер своего СНИЛС и получи ответ на вопрос. В «Мобильном офисе» также можно отправить заявление и документы по различным видам обеспечения. Кстати, на первый квартал услугой воспользовалось более пяти тысяч человек.

Стоит отметить, что встречи с населением проходят, как и в прежние годы, в привычных для граждан местах – районных обществах инвалидов, управлениях социальной защиты населения и комплексных центрах обслуживания населения.

Очередность сохраняется

Последние семь лет обеспечением федеральных дьготников техническими средствами реабилитации (ТСР) осуществляли органы социальной защиты населения. С начала текущего года эти функции переданы региональному отделению ФСС. При этом очередность по обеспечению ТСР и санкур сохранена. Ранее оформленное заявление в соцзащите не переписывается, что не скажешь о средствах ежедневного ухода (памперсы, пеленки и так далее).

В настоящее время заключены госконтракты на их поставку, а также протезы верхних и нижних конечностей. В ближайшее время будут заключены контракты на ортопедическую обувь, ортезы, санаторно-курортное лечение.

В планах

Фонд социального страхования продолжает постепенно переходить на прямые выплаты. Это произойдет поэтапно до 1 июля 2020 года. В 2019 году в электронном формате будут выдаваться родовые сертификаты, что позволит не только уменьшить затраты на выпуск бланков, но и предотвратить их подделку.

Опубликовано: газета №61(4596)

Приложение. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования

Инструкция
о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования
(утв. постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 г. NN 162, 2, 87, 07-1-07)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 1997 г. — 2 марта 1998 г., 4 ноября — 7 декабря 1999 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и МНС РФ от 28 февраля, 12, 14 марта 2001 г. NN 20, 21, 12-05-33, 183 настоящая Инструкция признана утратившей силу с 9 февраля 2001 г.

Согласно письму ФСС РФ от 11 января 2000 г. N 02-18/05-52 настоящая Инструкция применялась в части, не противоречащей Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год»

Согласно письму Минюста РФ от 16 октября 1996 г. N 07-02-906-96 настоящая инструкция не подлежит регистрации в Минюсте РФ

Настоящая инструкция определяет порядок начисления, уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации(1), расходования и учета этих средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами о деятельности Фонда.

1. Регистрация страхователей

1.1. Обязательной регистрации в качестве страхователей в региональных, центральных отраслевых отделениях Фонда (их филиалах)(2) подлежат находящиеся на территории Российской Федерации работодатели:

— организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства);(3)

ГАРАНТ:

См. Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Фонда социального страхования РФ от 4 декабря 2000 г. N 119

— граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Регистрации в качестве страхователей также подлежат находящиеся на территории Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка.

В случаях, когда расчеты по заработной плате работников производятся централизованными бухгалтериями, регистрации в качестве страхователя подлежит организация, структурным подразделением которой является централизованная бухгалтерия.

1.2. Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.

Указанные категории граждан, использующие в своей деятельности труд наемных работников, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователей, как работодатели.

1.3. Организации обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в течение 30 дней с момента государственной регистрации, граждане, использующие труд наемных работников — в течение 30 дней с момента заключения трудового договора (контракта).

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ заявление о регистрации в качестве страхователя подается организацией-работодателем в исполнительный орган ФСС в течение 10 дней после ее государственной регистрации, а гражданином (физическим лицом) — в течение 10 дней после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников

1.4. Для регистрации в качестве страхователя организации представляют заверенные копии следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации;

письма органов статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков;

учредительных документов (при необходимости).

1.5. Для регистрации в качестве страхователей граждане представляют паспорт и заверенные копии следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей);

лицензий (для частных детективов, охранников, аудиторов, нотариусов, занимающихся частной практикой);

трудового договора (для граждан, использующих труд наемных работников, как работодателей).

1.6. Организации регистрируются в качестве страхователя в исполнительном органе по месту государственной регистрации, граждане — по месту жительства. (Приложение N 1).

1.7. В центральных отраслевых отделениях Фонда в качестве страхователей регистрируются только организации соответствующих отраслей хозяйства, а также организации, обслуживающие работников этих отраслей (организации торговли, общественного питания, учреждения здравоохранения, автотранспорта и др.).

1.8. Организации и граждане могут быть зарегистрированы в качестве страхователя только в одном исполнительном органе Фонда.

Информация об изменениях:

Постановлением Фонда социального страхования, Минтруда РФ, Минфина РФ и МНС РФ от 4 ноября, 2, 7 декабря 1999 г. NN 70, 02-12-33, ДЧ-6-07/980 пункт 1.9 настоящей Инструкции изложен в новой редакции

1.9. Факт регистрации в качестве страхователя подтверждается выдачей соответствующим исполнительным органом Фонда страхового свидетельства установленной формы (приложения N 2 и 3).

1.10. Страхователь обязан сообщить в исполнительный орган Фонда об изменении наименования, места нахождения, иных изменениях учредительных документов организации в течение 30 дней с момента их государственной регистрации.

1.11. В случае реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) страхователь обязан письменно уведомить исполнительный орган Фонда о происшедших изменениях.

При возникновении в процессе реорганизации новых юридических лиц, они подлежат регистрации в качестве страхователей по правилам, установленным настоящей Инструкцией.

1.12. В случае ликвидации (в том числе в связи с банкротством) организации, ликвидационная комиссия обязана незамедлительно письменно уведомить исполнительный орган Фонда о принятом решении и о снятии страхователя с учета.

Исполнительный орган Фонда принимает решение о снятии страхователя с учета после внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

1.13. В случае ликвидации исполнительного органа Фонда в месячный срок со дня принятия такого решения страхователю направляется уведомление с указанием органа, которому будут переданы его регистрационные документы.

2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов

2.1. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

ГАРАНТ:

Об изменениях тарифов в государственные внебюджетные фонды см. справку

2.2. От уплаты страховых взносов в Фонд освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

2.3. Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.(3′)

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ страховые взносы в ФСС РФ не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия)

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.

2.4. Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.

2.5. Если в организации действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции, при этом полученная продукция оценивается по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии по свободным рыночным ценам.

2.6. Страхователи (за исключением указанных в пунктах 2.7 — 2.9 настоящей Инструкции) уплачивают страховые взносы и другие платежи (расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, пени, штрафы, сокрытая сумма оплаты труда, частичная оплата за путевки) в Фонд один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц.

ГАРАНТ:

Об определении момента исполнения плательщиком обязательства по уплате страховых взносов см. письмо Фонда социального страхования от 14 апреля 1999 г. N 02-10/05-1705

2.7. Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.(4)

2.8. Граждане, использующие труд наемных работников, как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре.

2.9. Лица, перечисленные в абзаце 1 пункта 1.2 настоящей Инструкции, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

2.10. Под уплатой страховых взносов в настоящей Инструкции понимается перечисление страхователем исполнительному органу Фонда разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции.

2.11. Уплата страховых взносов страхователями — организациями осуществляется путем безналичных расчетов — перечислением соответствующих сумм со своих расчетных или текущих счетов на транзитные счета по социальному страхованию(5) исполнительных органов Фонда.

2.12. Страхователи — граждане перечисляют страховые взносы как путем безналичных расчетов, так и путем внесения наличных денег в банк или почтовым переводом их на транзитные счета по социальному страхованию исполнительных органов Фонда.

2.13. Платежные поручения о перечислении страховых взносов, других платежей на счет исполнительного органа Фонда представляются страхователями в учреждения банка одновременно с предъявлением чека на получение сумм на оплату труда за соответствующий период. В платежном поручении по строке «Назначение платежа» необходимо записать: «сумма начисленных страховых взносов за . месяц 199 . г. сумма, причитающаяся к платежу . руб.

2.14. Платежные поручения на перечисление всей причитающейся суммы страховых взносов, других платежей представляются страхователями в учреждения банка независимо от наличия средств на расчетном или текущем счете.

2.15. При недостаточности денежных средств на счете страхователя для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, платежное поручение на перечисление страховых взносов, других платежей в Фонд удовлетворяется в очередности, установленной Законодательством.

2.16. В случае реорганизации страхователь обязан произвести полный расчет по платежам в бюджет Фонда.

Не погашенная задолженность страхователя возмещается его правопреемниками в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом.

2.17. В случае ликвидации страхователя не погашенная им задолженность по платежам в бюджет Фонда, возмещается ликвидационной комиссией в порядке и очередности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.18. Задолженность по платежам в бюджет Фонда, не погашенная гражданами, взыскивается с них в судебном порядке.

3. Счета по социальному страхованию

3.1. Средства государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии — в кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики на осуществление операций со средствами Фонда.

3.2. Для хранения и учета средств социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда открываются транзитные и текущие счета.

Счета открываются в соответствии с действующим порядком, карточки образцов подписей и оттиска печати при открытии транзитных и текущих счетов региональным и центральным отраслевым отделениям Фонда заверяются соответствующими должностными лицами Фонда, — филиалам — соответствующими должностными лицами отделений Фонда.

3.3. Средства, поступившие на транзитные счета филиалов отделений Фонда ежемесячно до 15 числа каждого месяца полностью перечисляются филиалами платежными поручениями на текущие счета отделений Фонда.

Средства, поступившие на текущие счета отделений Фонда, перечисляются Фонду ежемесячно в размере норматива, утвержденного Постановлением Фонда, с дальнейшей корректировкой суммы по годовому финансовому отчету. Отделения Фонда ежеквартально финансируют свои филиалы на расходы по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и на покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей.

3.4. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

3.5. На текущие счета исполнительных органов Фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов Фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов Фонда с организациями.

С текущих счетов исполнительные органы Фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.

3.6. Операции по текущим счетам производятся как в порядке безналичных расчетов, так и путем получения наличных денег по чекам.

Операции по денежным чекам производятся исполнительными органами Фонда в банках с соблюдением кассовой дисциплины.

4. Порядок расходования средств социального страхования

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденную постановлением Фонда социального страхования РФ от 9 февраля 2001 г. N 11

4.1. Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

4.2. Средства государственного социального страхования направляются на:

выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха;

частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

Указанные расходы осуществляются через бухгалтерию страхователя.

4.3. Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

4.4. В отдельных случаях выплата пособий, оплата и выдача путевок на санаторно-курортное лечение и отдых может производиться исполнительными органами Фонда по распоряжению их руководителей.

ГАРАНТ:

О Типовом порядке назначения и выплаты в отдельных случаях пособий по государственному социальному страхованию исполнительными органами Фонда см. постановление Фонда социального страхования РФ от 26 марта 1997 г. N 29

4.5. Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

4.6. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

ГАРАНТ:

О порядке перечисления страхователям — должникам Фонда средств на выплаты пособий см. постановление Фонда социального страхования РФ от 15 апреля 1997 г. N 43

До получения расчетной ведомости недостающая сумма может быть возмещена страхователю на основании представленной им промежуточной ведомости или справки-расчета после проведения соответствующим исполнительным органом Фонда экспертной оценки обоснованности произведенных расходов и расчетов.

4.7. Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.(6)

По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию.

Порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

5. Учет и отчетность по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации

5.1. Страхователи обязаны вести учет:

— сумм начисленных страховых взносов и других платежей в бюджет Фонда;

— сумм произведенных расходов по их видам с указанием количественных показателей по установленным формам отчетности;

— сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;

— расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом Фонда, в котором они зарегистрированы.

5.2. Учет средств социального страхования страхователи ведут на балансовом счете «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

5.3. Страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах «Расчетную ведомость по средствам фонда государственного социального страхования» (форма N 4-ФСС РФ), утверждаемую Фондом, и не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют в исполнительный орган Фонда, в котором они зарегистрированы.

5.4. Органы Фонда ведут бухгалтерский учет на основе плана счетов, утвержденного Фондом и согласованного с Министерством финансов Российской Федерации.

5.5. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально по форме, утвержденной Фондом и согласованной с Министерством финансов Российской Федерации.

6. Контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств Фонда

6.1. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по проведению налоговыми органами документальных проверок по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, приведенные в письме Госналогслужбы РФ от 18 сентября 1998 г. N ШС-6-07/630@

Контроль страхователей осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению документальных ревизий (проверок) страхователей органами контрольно-ревизионной службы Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденными постановлением Фонда.

Дополнительно взысканные в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда.

6.2. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании Положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

7. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации

ГАРАНТ:

О списании пени на недоимку по перечислениям обязательных платежей в ФСС РФ см. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ

См. разъяснения по начислению пени и применению мер ответственности в соответствии с НК РФ, приведенные в письме ФСС РФ от 6 апреля 2000 г. N 02-18/05-2322

7.1. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов и других платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в начислением пени.

К недоимке относится:

суммы задержанных страхователем платежей;

суммы начисленных страховых взносов на сокрытый или заниженный фонд оплаты труда.

7.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты страховых взносов в следующих размерах:

ГАРАНТ:

О размере пени, начисляемой на недоимки по платежам в ФСС РФ см. постановление Фонда социального страхования от 3 июня 1999 г. N 22

для страхователей — организаций — 0,3 процента от суммы недоимки;

для страхователей — граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, иных страхователей — 0,5 процента от суммы недоимки.

7.3. За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов на соответствующие счета по вине банков, ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от суммы этих взносов.

7.4. Начисление пени производится начиная со следующего дня после истечения срока уплаты взносов и по день уплаты включительно (например, если взносы следовало уплатить 10 июня, а они были перечислены банком 20 июня, то пеня начисляется за 10 дней — с 11 по 20 июня включительно).

7.5. Днем уплаты страховых взносов и других платежей считается:

день списания банком суммы платежа со счета страхователя, независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет исполнительного органа Фонда — при перечислении суммы платежа со счета страхователя в банке;

день внесения денежных сумм в соответствующий банк — при уплате наличными;

день внесения денежных сумм в отделение связи или банк — при переводе денег по почте или через банк.

7.6. Если срок уплаты страховых взносов совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

7.7. Исполнительные органы Фонда по просьбе страхователя в случае отсутствия на его расчетном или текущем счете необходимых средств для покрытия задолженности по страховым взносам могут предоставлять отсрочку погашения задолженности на срок, не более 6 месяцев. В случае непогашения задолженности по страховым взносам в предоставленный срок, начисление пени возобновляется на всю просроченную сумму и за весь период со дня образования задолженности.

7.8. Пеня начисляется на полные рубли суммы просроченного платежа. Пеня на пеню не начисляется.

7.9. Страхователи обязаны сами начислять пеню на всю сумму недоимки и за весь период просрочки и отражать ее в расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ). Если пеня не начислена, то при проверке расчетной ведомости страхователя пеню начисляют соответствующие исполнительные органы Фонда, о чем письменно сообщают страхователю.

7.10. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.

7.11. К страхователям, нарушающим установленный порядок начисления, перечисления средств государственного социального страхования и представления финансовой отчетности исполнительными органами Фонда применяются финансовые санкции в виде взыскания:

— всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в Фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;

— 10 процентов, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в Фонд за их отказ от регистрации в качестве страхователя;

— 10 процентов, причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в Фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.

7.12. Применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации(7), согласно которому:

недоимка по страховым взносам, а также сумма штрафов и иных финансовых санкций, предусмотренных законодательством и указанных в пункте 7.11 данной Инструкции, взыскиваются исполнительными органами Фонда с работодателей в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения, а с иных плательщиков — в судебном порядке;

при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Фонд и его органы пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов;

срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года;

бесспорный порядок взыскания недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

ГАРАНТ:

О выставлении инкассовых поручений на бюджетные счета по расчетам налоговых органов с государственными внебюджетными фондами см. письмо Госналогслужбы РФ от 3 марта 1997 г. N ВЕ-6-19/163

7.13. Исполнительные органы Фонда направляют материалы, подтверждающие факты нарушения, в зависимости от обстоятельств дела в органы Прокуратуры Российской Федерации, в суд, арбитражный суд либо в другой орган, которому предоставлено право принимать решение об установлении ответственности организаций и должностных лиц.

8. Порядок рассмотрения споров

8.1. Споры между страхователями и исполнительными органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов, взыскания недоимки, применения иных финансовых санкций разрешаются вышестоящими органами Фонда либо в судебном порядке.

8.2. Решения по жалобам выносятся Фондом в 30-дневный срок со дня получения всех необходимых документов.

8.3. Подача жалобы не приостанавливает производства взыскания недоимки, штрафа, пени, если такая приостановка не предписана Фондом.

(1) — в дальнейшем именуется «Фонд»

(2) — в дальнейшем именуются «исполнительные органы Фонда»

(3) — в дальнейшем — организации

(3′) Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для начисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. N 358/16-28:

ГАРАНТ:

См. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N 546

О начислении взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации см. письмо Минтруда РФ от 4 декабря 1996 г. N 202-13, письмо Фонда социального страхования РФ от 27 ноября 1996 г. N 05-793, письмо Фонда социального страхования от 10 сентября 1996 г. N 09-340АН

(4) — постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1139 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации»

(5) — см. п. п. 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции

(6) — Порядок и условия обеспечения путевками в санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, санатории-профилактории, на лечебное (диетическое) питание регламентируются документами Фонда

(7) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9.07.93 N 5357-1 «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года.

* Сведения для регистрации с извещением страхователю хранятся в исполнительном органе Фонда, зарегистрировавшем страхователя

** Один экземпляр подлежит хранению у страхователя, второй передается в учреждение банка, обслуживающего страхователя, третий остается в исполнительном органе Фонда.

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС: инструкция.

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС: инструкция.

Каждый российский работодатель обязан часть своего бюджета тратить на охрану труда на предприятии (в частности, проводить мероприятия, которые помогут снизить травматизм и предупредить профессиональные заболевания). Это требование установлено в Российском Законодательстве. Но поскольку подобные мероприятия требуют значительных бюджетных вложений, далеко не каждый, даже ответственный работодатель, регулярно выделяет средства на них. Но разве может служить оправданием для несчастного случая на производстве недостаточное финансирование? Тем более, что государством разработаны предупредительные меры по снижению травматизма. Расходы на мероприятия по охране труда можно компенсировать за счет взносов, ранее уплаченных в Фонд социального страхования. Что можно компенсировать за счет средств ФСС, как составить план финансового обеспечения и подать правильный пакет документов, расскажу в этой статье.

Начну с самого главного вопроса: по каким мероприятиям можно возместить затраты, а по каким нельзя?

Следующий вопрос: как узнать, какую сумму возместят?

Есть два варианта:
Первый — узнать у главного бухгалтера размер взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год. Из этой суммы бухгалтерия должна вычесть расходы предшествующего календарного года на:
• Выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями
• Оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Справочно: Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
В случае, если страхователи с численностью работников до 100 человек два последовательных календарных года, предшествующие текущему, не финансировали предупредительные меры, тогда объем средств на финансовое обеспечение рассчитывается, исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему. При этом, сумма финансового обеспечения предупредительных мер в текущем финансовом году не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.

Второй вариант: расчет по формуле: D=(F-M) * 0.2
D — сумма финансового обеспечения предупредительных мер
F — сумма начисленных страхователем страховых взносов за предшествующий год
M — сумма расходов, произведенных страхователем за предшествующий год. Включает в себя: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, оплату отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска).

Вопрос третий: Как правильно составить план финансового обеспечения и подать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России?

Форму Плана вы можете найти в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры».
При заполнении документа необходимо учитывать ряд нюансов. Так, некоторые мероприятия можно включить в план только после выполнения (например, выдачу работникам лечебно-профилактического питания). Или обучение по охране труда. Его можно запланировать на будущее, однако договор на его проведение необходимо заключить к моменту составления плана. Иными словами, запланированное мероприятие должно пройти в течение года, поскольку для возмещения расходов нужно в обязательном порядке предоставить копии подтверждающих документов.

Еще один немаловажный нюанс: в плане необходимо указать количество единиц:
• Для спецоценки условий труда — количество рабочих мест;
• Для медосмотра — человек;
• Для смывающих и обезвреживающих средств — миллилитры;
• Для средств индивидуальной защиты — пары, комплекты, штуки.

Обратите внимание! В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть пункт «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда». В нем есть и проведение спецоценки условий труда и приобретение СИЗ, но пользоваться этим пунктом могут только те работодатели, сотрудники которых работают только во вредных условиях труда.
Относительно заявления о финансовом обеспечении мер в ФСС России: форму можно найти в приложении № 1 к административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

Пакет документов, который необходимо подать, включает в себя:
• Заявление
• План финансового обоснования мер
• Копию списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был составлен по результатам спецоценки условий труда
• Обосновывающие документы в зависимости от вида используемых мер

Обратите внимание!
• При проведении спецоценки условий труда необходимо приложить копию локального акта о создании комиссии по осуществлению спецоценки и копию контракта с компанией, проводящей спецоценку.
• При проведении обучения по охране труда необходимо приложить:
3. Копию приказа о направлении сотрудников на обучение
4. Перечень обучаемых сотрудников, копию договора с обучающей компанией, имеющей аккредитацию
5. Копию уведомления Минтруда РФ о включении такой компании в реестр фирм, которые оказывают услуги в области охраны труда
6. Копию утвержденной программы обучения и т. д.

Отправлять пакет документов можно лично, почтовым отправлением, через МФЦ или портал «Госуслуги». Все копии обязательно должны быть заверены. На них должен быть штамп «Копия верна», указано название организации, проставлены должность, Ф.И.О. и личная подпись лица, заверившего копию, а также дата заверения копии и печать компании.
Сформированный пакет документов в любом из вышеперечисленных видов необходимо предоставить в ФСС в срок до 1 августа текущего года.

И, наконец, последний, четвертый вопрос: сколько ждать решения ФСС и по какой причине могут отказать?

Согласовывают документы в течение 15 рабочих дней. После чего, принятое решение в течение 3 рабочих дней в виде приказа и будет вам отправлено тем способом, который вы указали в своем заявлении.

Если ФСС принял в отношении вас положительное решение, то есть одобрил финансовое обеспечение за счет страховых взносов, будьте готовы впоследствии ежеквартально (до 20 числа следующего месяца, идущего за прошедшим кварталом) отчитаться за полученные средства.

Помимо отчета, вам будет необходимо предоставить документы – подтверждение реализации заявленных мероприятий. При этом, заявленная сумма и фактические расходы должны абсолютно совпадать.

Есть ряд причин, по которым организации могут отказать в возмещении затрат на мероприятия по охране труда из ФСС:

• Задолженность предприятия по уплате страховых взносов, пени, штрафы, не погашенные на день подачи заявления
• Недостоверная информация в поданной документации
• Средства на возмещение взносов предприятиям, предусмотренные бюджетом ФСС уже полностью распределены
• Пакет поданных документов неполный

Таким образом, можно подытожить: если вы решили в текущем году воспользоваться программой компенсации, нужно готовиться к подаче документов заблаговременно. Учтите, процедура подготовки трудоемкая, а выделяемые ФСС средства на финансирование не безграничны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *