Как выбрать акустическую колонку
Перейти к содержимому

Как выбрать акустическую колонку

  • автор:

Как выбрать акустическую систему

Акустические системы или в просторечии колонки бывают трех типов: профессиональные, домашние и портативные. Профессиональные используются, например, в студиях звукозаписи и призваны решать специализированные задачи. Поэтому использовать их дома особого смысла нет. Портативные же акустические системы при всем желании не могут дать высокое качество звука, зато позволяют прослушивать музыку в любом месте. Акустика для дома — это промежуточный вариант, в котором меломаны и любители посмотреть фильм с хорошим звуком найдут для себя подходящее оборудование.

В этой статье мы разберем основные параметры, которые влияют на выбор акустики для дома.

08 февраля 2024

Расположение акустической системы

Расположение акустической системы в доме

Выбор акустической системы для дома начинается с того, как будут располагаться колонки. В зависимости от размещения в пространстве акустические системы делятся на напольные, полочные, настенные и встраиваемые.

Полочные системы вопреки своему названию устанавливаются на специальные стойки. Если установить такие колонки на столе или на обычной полке, колонки будут резонировать с поверхностью, чего звук станет сильно хуже. способа размещения полочные системы не позволяют сэкономить место в квартире, хотя именно на небольшие помещения они и рассчитаны. Полочная акустика отлично подходит для помещений площадью около 20 м².

Есть мнение, что полочная акустика не дает такой качественный бас, как это делает напольная. Однако это миф. Звучание баса зависит от динамиков и расположения акустики в комнате, а не от формата колонки. В небольшом помещении хорошая полочная акустика способна дать хорошие басы, в то время как мощная напольная система может чрезмерно «басить» — в маленькой комнате будет ощущаться неприятное на слух гудение.

Напольные акустические системы подойдут для помещений от 20 м², в которых смогут раскрыть свой потенциал. Напольные колонки как правило более мощные и более требовательные к усилителю. Слабый усилитель или ресивер просто даст колонкам полностью проявить себя.

Полочные или напольные системы — какую акустику выбрать?

Одно из главных отличий обеих систем — . Напольные акустические системы зачастую большого размера, поэтому могут выдавать более качественный бас. Выбор полочной акустики будет хорошим решением для небольшого помещения — небольшие колонки как правило дешевле, так зачем переплачивать за мощность, которая не нужна на маленькой площади.

Еще одно важное отличие — это чувствительность. Напольная акустика как правило более чувствительна по сравнению с полочной. Это значит, что при той же мощности напольные колонки будут играть громче. Подробнее про чувствительность колонок и влияние этого параметра на звук.

Напольные системы могут скорее подойти тем, у кого дома есть маленькие дети или животные. Это связано с тем, что случайно опрокинуть стоящую на полу колонку практически невозможно, а вот стойку на тонкой ножке — запросто. Однако обратите внимание на рекомендации производителя по расстоянию от стены. Хорошая напольная акустика может требовать до метра свободного расстояния, чтобы звук был чистым и качественным. В одной из наших статей вы можете подробно ознакомиться о том, на что следует обратить внимание при выборе напольной акустики. Если пространство или расположение мебели не допускают свободного расстояния между стеной и колонкой, возможно, стоит выбрать потолочную или настенную акустическую систему.

☝ Совет: не ставьте колонки вплотную к стене. Это касается как напольных, так и полочных систем. слишком близкого расположения к стене качество звука сильно упадет. Минимальное расстояние до стены должно быть указано в спецификации колонок.

Настенные акустические системы пригодятся в небольшом помещении. Их конструкция позволяет крепить колонку непосредственно на стене без потери качества звука. Однако небольшого размера таких колонок не стоит ожидать от них большой мощности и хорошего баса. Часто настенные колонки используются как часть домашнего кинотеатра в небольшой комнате.

Встроенные акустические системы монтируются в потолок или стены. Их часто можно встретить в санузлах и ванных комнатах, а еще чаще в кафе и ресторанах. Благодаря своей конструкции встроенные системы позволяют сэкономить место, однако как правило они будут звучать хуже, чем напольные или полочные системы за ту же цену.

Пассивные и активные акустические системы

Пассивная акустика только воспроизводит звук, поступающий с усилителя, в то время как у активной акустики усилительная часть установлена внутрь корпуса. Может показаться, что выбор активной акустики будет более удобным решением, но это не совсем так.

Пассивная акустика оставляет простор для экспериментов. Меняя другое оборудование в цепи, например, усилитель или сабвуфер, можно добиться принципиально другого звучания. Однако, чтобы получить качественный звук, придется приложить усилия и правильно подобрать и настроить компоненты всей цепи.

Активная же акустика не дает возможности экспериментировать со звуком и улучшить звучание, меняя компоненты системы. При этом такая акустика работает что называется из коробки и сразу готова воспроизводить музыку в неплохом качестве. Это неплохой вариант для прослушивания музыки в фоновом режиме в небольшом помещении: можно раздать музыку с телефона и не думать о том, куда поставить усилитель. Подробнее про особенности выбора между активной и пассивной акустики

Открытые и закрытые акустические системы

Открытая и закрытая акустика представляют два основных типа конструкции звуковоспроизводящих устройств, и каждая из них обладает своими характеристиками и применением.

Открытая акустика, или динамик с открытым ящиком, представляет собой дизайн, при котором задняя сторона динамика имеет открытое соединение с внешней средой. Это создает естественное и открытое звучание, но также может привести к тому, что звуковые волны могут взаимодействовать с окружающей средой, влияя на общий опыт прослушивания.

Закрытая акустика, или динамик с закрытым ящиком, имеет закрытую заднюю сторону, что создает изолированное пространство внутри акустического ящика. Этот дизайн обеспечивает более точное управление звуковыми волнами и часто приводит к более четкому и фокусированному звучанию. Однако закрытая акустика может потребовать более мощного усиления для достижения того же уровня громкости, чем открытая.

☝️ Выбор между открытой и закрытой акустикой зависит от предпочтений слушателя , а также конкретного контекста использования. Открытая акустика часто используется в домашних аудиосистемах для создания естественного и пространственного звучания, в то время как закрытая акустика может быть предпочтительной в студийных условиях, где важна максимальная контрольность звука.

Как правильно выбрать акустику к усилителю

Как правильно выбрать акустику к усилителю

Чтобы выбрать акустическую систему для дома и добиться наилучшего звучания, нужно правильно сочетать колонки и усилитель. При их сочетании нужно учитывать сопротивление и мощность.

  • Сопротивление (или импенданс). В колонках обычно встречается сопротивление от 4 до 8 Ом. Это значение должно соответствовать диапазону, указанному в спецификации усилителя.
  • Мощность. В колонках указывается мощность, которую они способны выдержать, а в усилителе, которую он способен выдать. Также в спецификации колонок можно найти рекомендуемую мощность усилителя, например, от 30 до 130 Вт. Мощность колонок и усилителя должна примерно совпадать. Если мощность усилителя значительно превышает мощность колонок, могут пострадать динамики. Если усилитель слишком слаб для колонок, то для достижения громкого звука придется выкручивать ручку на максимум. этого усилитель будет перегреваться и выдавать отрывочный сигнал и искажения.

Еще один важный параметр при подборе акустической системы — это чувствительность. Этот параметр говорит о том, как громко будет звучать колонка на расстоянии 1 м при подаче мощности 1 Вт. При сравнимой мощности разных колонок громче звук будет у колонки с большей чувствительностью. Это не значит, что чем выше чувствительность, тем лучше. Но колонки с высокой чувствительностью будет звучать хорошо и громко, даже при не очень мощном усилителе. В нашей статье — Выбираем усилитель, вы можете подробнее ознакомится со всеми тонкостями и нюансами выбора.

Про сочетаемость акустической системы и усилителя следует помнить и при распределении бюджета. Например, нет никакого смысла покупать дорогие и мощные колонки в пару к дешевому усилителю или наоборот. Хорошее оборудование будет только подсвечивать недостатки менее качественного.

☝ Совет: акустическая система и усилитель должны быть одного класса. Общее звучание зависит от качества оборудования во всей цепи. Если купить хорошие колонки и дешевый усилитель, он просто не позволит акустической системе раскрыть весь ее потенциал.

Способ использования акустики

Выбор акустической системы и количества колонок зависит от того, как именно она будет использоваться.

Для просмотра фильмов с эффектом звук вокруг потребуется аудиосистема из нескольких колонок и сабвуфера, или попросту музыкальный центр, советы по выбору котого можно почитать в этой статье или познакомится с понятием — саундбар, позволяющим насладится таким фильмом, каким его задумал режиссер, при этом затрачивая минимум пространства.

Для прослушивания музыки в отличном качестве потребуется стереосистема из двух колонок, так как большинство аудиозаписей кодируются именно в виде стереосигнала.

Для фонового прослушивания музыки дома или в офисе будет достаточно пары полочных колонок. Это может быть активная акустика, которая позволит обойтись без усилителя и сэкономить место.

Материал корпуса акустической системы

Материал корпуса акустической системы

Главное требование к корпусу акустической системы — прочность и жесткость. При звучании корпус не должен резонировать, иначе это будет слышно при прослушивании музыки. Чаще всего корпуса колонок изготавливаются из дерева, ДСП и пластика.

Дерево часто считается лучшим материалом для звукового оборудования по аналогии с музыкальными инструментами. На самом же деле в отличие от, скажем, гитары, в колонках сам корпус звучать не должен. Поэтому деревянный корпус акустики вряд ли будет сильным преимуществом, а вот на стоимость повлияет существенно.

ДСП — средний вариант между деревом и пластиком. Оптимален по стоимости и качеству звучания.

Пластика или даже стекла в корпусе колонок бояться не стоит. Как мы уже сказали, главное требование к корпусу колонки — это жесткость и отсутствие вибрации. Если это достигается в пластиковом корпусе, то проблем со звучанием не будет.

Мощность и диапазон частот акустической системы

Суммарная мощность акустической системы говорит о том, насколько громко колонки будут звучать при правильно подобранном усилителе. Как мы уже писали, если сам по себе усилитель недостаточно мощный для колонок, то добиться максимального и качественного звучания не выйдет.

При выборе акустической системы и усилителя можно руководствоваться двумя факторами:

  1. Мощность усилителя должна быть чуть меньше суммарной мощности колонок.
  2. Мощность акустической системы должна соответствовать размеру помещения: 50 Вт для помещений площадью до 20 м², 50–100 Вт для площади 20–30 м², более 100 Вт для больших помещений и открытого воздуха.

☝ Что такое акустика? — High Fidelity, то есть «высокая точность». Этим термином обозначают точность, с которой акустика воспроизводит попадающий на нее сигнал. В идеале звук, переходя на колонки, не должен искажаться, но на практике это неизбежно. Маркировка означает, что это искажение минимально и акустика правильно воспроизводит все исходные частоты.

Поэтому при выборе акустики не так важно, какой диапазон частот воспроизводят колонки. Гораздо важнее, насколько точно колонки воспроизводят эти частоты по сравнению с тем сигналом, который они получили. Уровень этих искажений можно увидеть на графике АЧХ— амплитудно-частотной характеристики. К сожалению, в паспорте колонок этого графика нет, но при желании и удаче график для конкретной акустики можно найти в интернете. Мы так же разобрали основные особенности Hi-Fi и ее отличия от Hi-End акустики.

Тем не менее знать диапазон воспроизводимых частот важно. Например, если минимальная частота для акустики — это 60 Гц, то она практически не сможет воспроизводить басы. Это значит, что в комплект к такой акустике понадобится сабвуфер.

☝ Как проверить акустические системы. На звучание акустической системы оказывают влияние сразу множество факторов: прежде всего это расположение в пространстве, сочетаемое оборудование и объем помещения. Поэтому единственный способ убедиться, что звучание вам подходит, это собрать полный комплект у себя дома и включить хорошо знакомую вам композицию.

Акустическая система для дома: рекомендации по выбору

  1. В небольших помещениях около 20 м² используйте полочную акустику.
  2. Компоненты акустической системы лучше покупать комплектом — они будут согласованы по мощности, чувствительности и распределению частот.
  3. Деревянные колонки не обязательно лучше пластиковых. Главное, чтобы корпус не создавал искажения.
  4. Большой диапазон воспроизводимых частот не обязательно говорит о хорошем качестве звука. Важнее то, насколько колонки искажают поступающий на них сигнал.
  5. Бас — это частоты примерно от 20 до 150 Гц. Если минимальная частота акустики меньше этих значений, понадобится сабвуфер. Можете ознакомится с нашими советами по выбору сабвуфера.
  6. При выборе акустики постарайтесь прослушать на ней хорошо знакомую вам композицию. В идеале это нужно сделать в комнате для прослушивания и подключив то оборудование, которое вы будете использовать дома. В «Стереозоне» для экспериментов со звуком и выбора акустики есть специальная комната для прослушивания.

Как правильно выбрать акустическую систему

«Ничего не могу поделать, – сказал лорд Дарлингтон леди Уиндермир. – Я способен противостоять чему угодно, но не искушению». Это одна из самых острых и честных сентенций Оскара Уайлда; и хотя она не относится напрямую к миру Hi-Fi, можно предположить, что для создания оптимальной системы нужен более мудрый человек, чем лорд Дарлингтон.

Совсем недавно открыв для себя новых обладателей Award, мы решили, что сейчас самое время прояснить важный вопрос: как правильно выбрать АС? Казалось бы, что может быть проще: купите самую дорогую модель, обладателя Award, из тех, что можете себе позволить. Если это победитель в ценовой категории, значит, он будет лучшим и для вас?

Довести до абсурда

Мы не сравниваем себя с продавцами автомобилей или недвижимости, однако во многих отношениях вложения в АС не менее коварны. Если следовать их подходу к инвестициям, каждый из нас проводил бы 15 часов в своем «Ламборгини» по пути на работу из особняка на Гебридских островах. Необходимо четко определить разницу между самым дорогим и тем, что окажется лучшим именно для вас.

Собственно этому служат наши рекомендации. И даже если покупка новых колонок не настоятельная необходимость для вас, мы надеемся, что наши искрометные метафоры скрасят вам вечер за чашечкой любимого напитка.

Глоссарий

Басы Звук низкой частоты нередко сложен для воспроизведения. Он менее направленный, чем СЧ и ВЧ.

Вт Всегда ищите цифры с пометкой «RMS» (среднеквадратичное).

Верха Самые высокие звуки. В отличие от басов ВЧ сильно направлены, поэтому точная установка АС очень важна.

Двухкабельное подключение АС с раздельными кроссоверами и двумя комплектами клемм можно подключить двумя кабелями, что обеспечит более качественный звук.

Двухполосные АС У большинства колонок имеются два динамика и кроссовер для разделения сигнала. У некоторых колонок три и больше динамиков; если кроссовер делит входной сигнал по частоте на три диапазона, такие модели следует называть трехполосными.

Динамики Излучатели звука. СЧ/НЧ-динамики отвечают за низкие или средние частоты, твитеры – за верха.

Допустимая мощность Наибольшая мощность, безопасная для колонок. При перегрузке колонку скорее повредит усилитель с более низкой выходной мощностью, чем с высокой.

Клемма для АС У разъема есть шайба с резьбой для зажима «голых» проводов и иногда – разъем для бананового штекера.

Кроссовер Электрическая схема внутри колонки, которая делит входной сигнал на высоко- и низкочастотную составляющие и посылает первую твитеру, а вторую – СЧ/НЧ-динамику.

Середина Частотный диапазон, в котором излучает звук большинство инструментов и голосовой аппарат человека.

Сопротивление Чем выше этот показатель, тем проще усилителю управлять колонками.

Фазоинвертор Этот элемент конструкции обеспечивает более мощные НЧ за счет потока воздуха из порта, выходящего на корпус.

Частота Частота звука измеряется в герцах (Гц). Сигнал в 1 Гц проходит за секунду один цикл. У верхов частота высокая, у басов – малая. Здоровое человеческое ухо в среднем слышит звуки с частотой от 20 Гц (низкие) до 20 кГц (высокие).

Чувствительность Показатель соотношения между мощностью электрического сигнала, поданного на АС, и излученным ею звуком. Колонки с высокой чувствительностью усилителю легче «прокачать». Обычно ее выражают в дБ/Вт/м (уровень звукового давления в децибелах, созданного при мощности входного сигнала в 1 Вт, измеренный в 1 метре от АС). Большинство АС имеют чувствительность 86–91 дБ/Вт/м.

Настройка

Расположение AC
СТЕНЫ
Не поддавайтесь искушению установить колонки в углах помещения. Уровень басов может возрасти, однако при этом ухудшаются ритмичность, прозрачность звучания и детальность в НЧ-диапазоне.
УГОЛ ПОВОРОТА
Экспериментируйте с разворотом. Это зависит от модели, но для большинства АС небольшой разворот внутрь стабилизирует стереопанораму. Не переборщите – иначе звуковая сцена уменьшится.
РАССТОЯНИЕ
Многое зависит от помещения, однако в идеале АС лучше располагать не ближе чем в паре метров друг от друга и в метре от боковой и задней стен.
ОСТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Обеспечьте максимальное расстояние АС от других компонентов системы. Любые вибрации плохо влияют на звук.

Нужна подготовка

Первое и главное, что вам следует сделать еще до начала поисков, – это определиться с размерами бюджета. Мы не собираемся выступать в качестве вашего бухгалтера и не станем советовать продать детей в рабство, чтобы оплатить покупку, однако есть определенные соображения, которые необходимо учесть, – и не все они очевидны.

Что нужно иметь в виду?

Если вы установите рамки бюджета еще до того, как начнете рассматривать модели, это позволит вам значительно сузить диапазон поиска. Кроме того, необходимо понять, где можно поступиться жесткими требованиями к бюджету. Если вы покупаете все компоненты новой системы, нет смысла тратить 90% суммы на колонки и затем огорчаться, что они подчеркивают все несовершенства предыдущих звеньев цепи. Точно так же владельцам системы, купленной «где-то за городом, очень недорого», не стоит тратить сто тысяч на пару напольных АС – все, чего вы добьетесь, это визит участкового по жалобе соседей.

Однако этот меч (как и большинство других) оказывается обоюдоострым. Осмотрительность и бережливость ценны сами по себе, но в данном случае к ним добавляется элемент дальновидности. Если, к примеру, вы планируете скорое обновление других компонентов системы, то вполне можно выбирать колонки с расчетом на будущую модернизацию. Потратив чуть больше сегодня, вы в таком случае сможете избежать значительно больших затрат в скором будущем.

Еще одна скучная, но необходимая задача – измерение габаритов помещения. Особенности вашей комнаты могут ограничить варианты определенным типом АС (подробнее об этом чуть позже); кроме того, это позволит сократить количество мест расположения. Большинству моделей для работы требуется определенное свободное пространство; если вы можете выделить им только участок у стены, учитывайте это при выборе АС.

Это не обязательно повлияет на качество звучания: на рынке немало моделей с отличным звуком, не возражающих против установки вплотную к стене позади. Просто помните о том, что вы имеете дело со звуковыми волнами, распространение которых зависит от того, что они встречают на своем пути. Если производитель советует устанавливать АС не менее чем в двух метрах от стен, лучше не игнорировать эти рекомендации.

Наддать газу

Отложите рулетку; пора подумать о том, на какой тип колонок вы собираетесь ориентироваться. Как мы уже упоминали раньше, отчасти это определяется размером комнаты: корове не поместиться в кроличьей норке. Вы можете предпочесть напольные или полочные АС (это название само говорит об их предполагаемом расположении) либо трифоник из сателлитов и сабвуфера, в котором последний будет отвечать за басы, а для пары основных колонок проще будет найти подходящее место.

Как правило, более габаритные АС способны обеспечить более высокую громкость, лучшую динамику и более обильные басы – хотя эта закономерность не абсолютна и во многом зависит от конкретной модели. Кроме того, подумайте о том, на какой громкости вы собираетесь слушать музыку. Возможно, вашим могучим напольникам так и не представится шанса расправить крылья; а милые маленькие полочные колонки вряд ли будут способны оживить вечеринку.

Один или два

Многие АС сегодня оснащаются четырьмя клеммами, что дает возможность организовать двухкабельное или двухусилительное подключение. При использовании одного комплекта кабелей по каждому из них передается полный сигнал со всеми его частотами; если подключить два кабеля к каждой АС, колонка сможет получать высокие и низкие частоты раздельно, что позволит ей создавать более чистый и точный звук.

Возможно, ваш усилитель не поддерживает двухкабельное подключение, или вы в нем не заинтересованы. Это не значит, что модели с четырьмя клеммами вам не подойдут: к большинству из них прилагаются перемычки, соединяющие пары клемм, так что музыка будет звучать полноценно. Но имейте в виду, что АС с двумя клеммами исключают возможность перейти на двухкабельное или двухусилительное подключение в будущем.

Еще один критерий выбора АС – пассивные или активные. Большинство моделей на рынке являются пассивными; на их входы подается мощный сигнал от усилителя и затем направляется на динамики посредством кроссовера. В активных колонках слаботочный сигнал разделяется на частотные диапазоны еще до того, как поступает на усилители, размещенные внутри корпуса, а для их работы колонкам необходимо отдельное подключение к сети.

Активный стиль жизни

Однако не все активные колонки функционируют именно так. Некоторые модели оснащены встроенным усилителем, прогоняющим сигнал через пассивный кроссовер. Это значит, что сигнал усиливается еще до разделения на частотные диапазоны. На первый взгляд это сродни вопросу, что следует раньше наливать в чашку – молоко или чай, но разница принципиальна.

Внутри активных АС происходит много операций. Если кроссоверы работают с сигналом линейного уровня, а не уровня АС, то можно использовать более качественные комплектующие и обеспечить более точное разделение. Кроме того, каждым динамиком управляет собственный усилитель. Они подключаются напрямую, а не кабелем, что также повышает степень контроля.

Основной недостаток такого подхода – даже не цена (хотя активные АС и дороги, но если принять в расчет стоимость компонентного усилителя, то они нередко обеспечивают лучшее соотношение цены и качества), а тот факт, что при желании обновить систему вам придется заменять все ее компоненты, из-за чего в конечном итоге ваши затраты могут оказаться выше.

Мы не раз убеждались в том, что лучший звук проще получить, подбирая раздельные компоненты – источник, усилитель, качественные межблочные и акустические кабели и пару АС – однако активные колонки, сделанные с умом, выступают редким исключением.

Конечно, такое решение подходит не всем; если у вас нет места или желания загромождать гостиную множеством устройств, к вашим услугам – широкий ассортимент активных колонок.

Несколько слов о мощности. Сегодня эта проблема стоит не так остро, как в теплые ламповые времена, но если ваши колонки излишне капризны, вам потребуется достаточно мощный усилитель для их «прокачки». Не ориентируйтесь только на верхнее число в списке характеристик; посмотрите на показатель мощности при нагрузке 4 Ом – если он примерно вдвое выше (чем на 8 Ом), то данный усилитель дает хороший ток и справится и с требовательными АС.

Мы постоянно напоминаем, что рейтинги нашего журнала присуждаются главным образом на основе соотношения цены и качества; однако было бы нелепо утверждать, что все остальное не имеет значения. Наша задача заключается в том, чтобы после прочтения обзоров вы могли унести домой пару колонок, которые будут радовать вас до глубокой старости. Скажем, как бы ни был хорош звук, если не по душе внешность АС, вам не захочется проводить в их компании долгие вечера. Прослушивание музыки не отключает других органов чувств; нам доводилось иметь дело с компонентами, которые настолько не радовали взор, что мы старались побыстрее покончить с тестированием и убрать их с глаз долой.

Отпечатки лап

Скорее всего, ваша комната будет использоваться не только для прослушивания, так что стоит подумать и о том, не будут ли новые колонки смотреться, словно горгульи на конкурсе красоты, да и в целом как они впишутся в интерьер.

В частности, следует обратить внимание на защиту твитера – особенно если у вас есть маленькие дети или любознательный кот. Металлические купола, словно магнитом, притягивают отпечатки маленьких пальчиков или лап, быстро покрываясь вмятинами. Мы не хотим нести ответственность за то, что ваши инвестиции пошли прахом уже через час после установки колонок.

Пора в магазин

Доставайте проездной на автобус – мы почти готовы к походу в магазин. Поскольку вы читаете этот материал, то наверняка знаете о высоком авторитете нашего журнала и сайта. Поверьте, вам действительно стоит изучить обзоры всех интересных моделей до визита к продавцу, и мы это говорим не затем, чтобы повысить продажи или трафик на сайте.

Мы не призываем вас сразу соглашаться с нашими мнениями о выбранных АС. Мы просто помогаем исключить из списка те модели, которые не соответствуют вашим требованиям, а также подсказываем, на что обратить внимание при прослушивании. Скажем, мы отметили склонность ВЧ к жесткости и то, что при продолжительном прослушивании это начинает раздражать, но вы можете не услышать этого во время короткого прогона в торговом зале.

Убедитесь, что колонки, которые вы слушаете, достаточно прогреты. Разным моделям требуется различное время для выхода на оптимальный уровень качества звучания.

Из этого следует простой вывод: если вы не слишком впечатлены звуком АС, от которых мы пришли в восторг – возможно, они недостаточно прогреты.

Мы нередко отмечаем в обзорах, что характер таких-то колонок радикально изменился после нескольких часов работы; на это стоит обращать внимание.

Приносите свои песни

Если вы тот самый вредный тип, который любит на вечеринке выключить звучащую подборку и поставить редкую запись группы Animal Collective, которую в этой компании никто не любит, настал ваш звездный час: захватите коллекцию записей с собой в магазин. Это самый эффективный и простой способ оценить качество АС. Хороший компонент в любом случае будет звучать неплохо, но чем более вам знакома песня, тем лучше вы помните ее аранжировку, композицию и динамику. Это позволит вам оценить достоверность звучания выбранной пары АС.

По этой же причине стоит попросить продавца собрать систему, похожую на ту, что стоит у вас дома. Если у вас старый или малоизвестный усилитель, заранее позвоните продавцу и убедитесь, что в магазине найдется что-то похожее. Если нет, возьмите с собой собственный экземпляр; в конечном итоге это принесет вам меньше неудобств, чем досадное открытие, что в домашней системе новые колонки играют совершенно не так, как еще вчера в магазине.

Во время проверки

В сущности, в магазине вы будете заниматься тем же, чем мы занимаемся в наших тестовых лабораториях, и вам следует придерживаться той же тактики. Несмотря на то, что каждый обзор, как правило, пишется одним человеком (мы сейчас не упоминаем бесценный вклад коллег и редакторов, которые работают с текстами перед их публикацией – и даже успевают растащить на публику все шутки до того, как они попадутся вам на глаза), сам процесс тестирования выполняется коллективно.

Дело не в том, что мы не доверяем собственным ушам, просто восприятие в принципе очень субъективно: на оценку может повлиять плохое настроение из-за утренней пробки или какой-то аспект звучания АС может восхитить вас настолько, что вы не обратите внимания на недостатки.

Поэтому мы рекомендуем захватить с собой на прослушивание друга или свою вторую половину, чтобы позже не жалеть о скоропалительно принятом решении.

Важно быть открытым для альтернативных вариантов. Пропущенный обзор в нашем журнале, новая модель АС, которую мы еще не успели протестировать, колонки, изначально отвергнутые вами из-за рейтинга в четыре звезды – любая из таких моделей может оказаться для вас более подходящей, чем обладатель Award.

Хороший продавец знает свою продукцию (именно поэтому она и представлена в его магазине) и может предложить нечто такое, что вы изначально не рассматривали и что лучше подходит для вашей системы. Не принимайте любые слова на веру – в конце концов, слушать эти колонки много лет придется вам, а не продавцу – но и не настраивайтесь заранее, что владелец магазина непременно пожелает впарить вам неликвид.

Впрочем, это двусторонние отношения; если вы серьезно относитесь к своей музыкальной системе, то наверняка станете постоянным покупателем. Именно поэтому сотрудники магазина уделяют вам много внимания (хотя, конечно, вы очень милый и приятный человек, говорить с которым – одно удовольствие), так что отвечайте им взаимностью. Это означает, что было бы неприлично выбрать колонки в магазине, а потом уйти домой и начать искать эту же модель подешевле в Интернете.

Слушайтесь продавца

Не то чтобы мы заступались за своих коллег по отрасли, но если вы не хотите напрочь испортить отношения с тем, кто искренне хочет вам помочь, не стоит думать в первую очередь о выгоде (тем более что она обычно невелика). Представьте, что девушка, в которую вы влюблены, говорит вам, что хотела бы найти кого-нибудь вроде вас. Кто-то вроде вас стоит прямо перед ней!

Однако не поддавайтесь уговорам принять решение немедленно и не думайте, что покупка в сети чем-то плоха с моральной точки зрения. Если у вас нет продавца, готового помочь с выбором, не огорчайтесь; просто примите на вооружение еще пару советов. Покупка в Интернете подразумевает, что у вас будет меньше, чем в магазине, возможностей устроить прослушивание. Поэтому внимательно изучите пункты, касающиеся подбора системы, а не только рейтинги.

Главное достоинство, оно же и главный недостаток покупок в Интернете заключается в том, что это самый большой магазин в мире, превосходящий любые торговые комплексы. Поэтому не сбрасывайте со счетов прошлогодние модели. Даже лучшие АС время от времени снимают с производства, после чего их можно купить с большими скидками. Следите за нашими обзорами – и вы будете знать, когда старая модель стала казаться менее удачной. Если она все еще продается – значит, скорее всего, ее дела идут неплохо.

Кроме того, при покупке в сети следует соблюдать обычные правила предосторожности: покупать в проверенном интернет-магазине и убедиться в том, что при необходимости товар можно будет вернуть.

Как всегда, если какое-то предложение кажется вам слишком хорошим для того, чтобы быть правдой, то так оно, скорее всего, и есть, и вряд ли вам удастся вернуть свои деньги.

Наконец, самое важное правило онлайн-покупок – не приобретайте ничего без предварительного прослушивания. Если у вас нет поблизости подходящего магазина, выберите время съездить на Hi-Fi-выставку или просто попросите у друга на время колонки, звук которых вам всегда нравился, чтобы узнать, как они будут играть с вашими компонентами. Если покупаете что-то не прослушивая, вы очень смелый (или безрассудный) человек.

Добро пожаловать домой

Итак, вы опять дома, расстроены тем, что потратили вдвое больше запланированного, и прикидываете, как будете ближайшие полгода питаться одними консервами – зато с парой новых красавиц-колонок, которых уже полюбили сильнее, чем всех своих дядюшек и тетушек. К сожалению, равно как и ваши родственники, они не предложат вам ничего, пока вы не сделаете все нужное для них.

Мы уже упоминали о том, как важен для АС прогрев, так что не судите о них сразу же после распаковки, установки и подсоединения кабелей. Некоторым моделям требуется почти 100 часов, хотя для большинства колонок суток работы вхолостую будет достаточно. Все, что от вас требуется – это включить их и оставить играть, позволяя компонентам нагреться, растянуться и прийти в штатное рабочее состояние. Вряд ли вы будете делать это на максимальной громкости, но в любом случае не нагружайте их сразу же слишком сильно. Пусть походят, прежде чем бежать.

Главное – это место

Помимо того, что вы подключите колонки и выждете необходимое время, перед вами стоит еще одна важная проблема – найти для них правильное место и положение. Не пожалейте на это времени: небольшие изменения в геометрии расстановки могут серьезно изменить звуковой баланс.

При размещении АС вплотную к задней стене вы получите более мощные басы; если же отодвинуть их подальше от стен, стереопанорама станет более убедительной.

Вам нужно найти баланс, а не компромисс, причем колонки с тыловым портом фазоинвертора (т. е. излучающим звук назад) более чувствительны к установке вплотную к задней стене. Но ни в коем случае не ставьте их в угол, даже если этот вариант кажется более удобным: пухлые и неровные басы испортят все впечатление.

На стереопанораму сильно влияет угол разворота АС. Большинство требует небольшой ориентации внутрь по направлениюк позиции слушателя, который должен располагаться на одинаковом расстоянии от колонок, чтобы достичь наилучшей фокусировки. Моделям некоторых производителей (например, DALI) разворот не требуется. Уточните в руководстве пользователя рекомендованные для вашей модели АС расстояния друг от друга и от стен, но не бойтесь экспериментировать – в вашей комнате они могут вести себя чуть иначе, чем в других местах.

Стоять на своем

Вам удобно сидеть? Вашим колонкам тоже этого хочется. Даже если вы купите модель, в характеристике которой написано «полочная», для ее качественной работы исключительно важна надежная основа. Приобретите хорошие стойки: звучание полочников в огромной степени зависит от качества стоек, на которых они установлены – компромиссы в этом случае недопустимы.

Аналогично, если вы выбрали напольные АС, позаботьтесь о надежном креплении шипов. Обладателям деревянных полов пригодятся металлические кружочки, которыми снабжаются некоторые модели; если к вашей они не прилагаются, используйте обычные монеты – это все, что у вас останется после покупки колонок (шутка).

Еще одно важное, хотя и очевидное замечание – колонкам следует стоять на абсолютно горизонтальной поверхности, и они не должны качаться. Устойчивая АС = качественный звук.

Не забудьте про кабели (да, это очередное замечание из серии всем давно известных).

Некоторые покупатели не задумываются о важности качественных проводников или пытаются сэкономить хоть что-нибудь. Но попробуйте, например, есть суп при помощи ножа – вы скорее останетесь голодным из-за неподходящих столовых приборов, чем из-за невкусной пищи.

Приятного прослушивания!

Самое главное – ваши новые АС должны приносить вам радость. Именно на это нацелены все наши советы. Отнеситесь к своим колонкам с уважением, и они будут верно служить вам долгие годы. Это значит: никаких мюзиклов Уэббера, никаких рождественских выпусков шоу X-Factor – и, ради всего святого, ни одной песни Th e Eagles!

Подготовлено по материалам журнала «WHAT HI-FI?», март 2017 г. www.whathifi.ru

Эту статью прочитали 60 918 раз
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:

Как выбрать колонки – часть 1. Несколько полезных советов по выбору акустических систем

Акустические системы (или иначе – колонки) – это, пожалуй, самый широко представленный на сегодня класс аудиотехники. На рынке имеются сотни предложений, и процесс их выбора весьма непрост. Поэтому мы решили написать небольшое руководство, способное облегчить решение этой задачи.

Можно купить колонки за сто долларов, а можно – за миллион. Частотный диапазон в 10 октав и динамический в сотню децибел – это необходимость воспроизвести звуковые волны длиной от сантиметра до десятков метров и звуки от гробовой тишины безэховой камеры до громоподобного рёва реактивного самолета. Даже банальные корпуса колонок дают разброс от «обувных коробок» до огромных «шкафов» и от килограммов до центнеров.

Классификация акустических систем по стоимости

Цены приведены за пару

Начальный уровень
Напольники до 40 000 ₽
Полочники до 15 000 ₽

Несмотря на свой заявленный начальный статус, колонки этой категории могут смело претендовать на ключевую роль в создании полноценной стереосистемы. Комплект на их базе будет играть, как минимум, существенно лучше большей части музыкальных центров и беспроводных колонок, хотя последнее – с оговоркой, потому что эти колонки могут быть в несколько раз дороже обычных. Говорить о каких-то тонких музыкальных материях в этой категории, вероятно, не совсем корректно, но что касается частотного и динамического диапазона (проще говоря – разных частот и разных громкостей), а также уровня искажений, они совершенно точно будут в рамках дозволенного. Экономят тут, чаще всего, на внешности – например, заменяя натуральный шпон виниловой плёнкой, но и её качество в последнее время существенно выросло.

Бюджетный уровень
Напольники 40 000 – 80 000 ₽
Полочники 15 000 – 50 000 ₽

Колонки бюджетного уровня являются таковыми разве что по отношению к своим более дорогим собратьям. Что же касается их сравнения с начальными моделями, то они уже в большинстве случаев переставляют собой совершенно полноценные акустические системы. Применительно к ним вполне осознанно можно рассматривать такие критерии, как детальность звучания или построение звуковой сцены – это не говоря уже про все более привычные параметры. Экономический фактор может присутствовать в использовании не самых дорогих динамиков от сторонних производителей или же в корпусах, изготовленных из традиционных материалов (чаще всего MDF), а не экзотики типа металла, дерева или даже стекла.

Средний уровень
Напольники 80 000 – 160 000 ₽
Полочники 50 000 – 80 000 ₽

Средний уровень – та самая пресловутая золотая середина, причем главная её особенность – отнюдь не в усреднении объективных параметров и субъективного качества, но в достижении той планки, преодолеть которую, во-первых, можно лишь с гораздо более существенными затратами, а во-вторых, оценить превышение которой по достоинству смогут лишь некоторые заядлые любители музыки – те самые аудиофилы. Что же касается абсолютного большинства среднестатистических покупателей, то для них эта категория – разумный максимум, а порой – и предел мечтаний.

Премиум-уровень
Напольники 160 000 – 500 000 ₽
Полочники 80 000 – 300 000 ₽

В категории премиум используются самые дорогостоящие комплектующие и технологии, применяются различные инновационные решения, задействуется буквально весь потенциал сил и средств, чтобы обеспечить предельно возможное качество звучания, как с точки зрения объективных параметров (все тех же амплитудного и частотного диапазона, фазовых неравномерностей и прочих искажений), так и с позиции субъективно воспринимаемого качества звучания, включая пресловутые вовлечённость и музыкальность.

High End
Напольники от 500 000 ₽
Полочники от 300 000 ₽

Так что же такое High End audio и собственно говоря колонки этой категории, как по большому счету самое очевидное воплощение этого термина? Есть мнение, что достаточно близкое по ощущению качество звучания можно обеспечить и меньшими затратами. Но суть в том, что процесс улучшения качества в подобных терминальных стадиях носит сугубо нелинейный характер. Другими словами, чтобы сделать лучше на одну десятую, возможно потребуется потратить в десять раз больше. Это раз. И два: настоящий High End – это не только абсолют с точки зрения качества звучания, но и такой же абсолют с точки зрения материалов и технологий по отношению к производителю, к которому тот порой идёт годами, если не десятилетиями.

Бытует мнение, что домашние колонки следует выбирать исключительно по цене и внешней привлекательности. Однако даже если вы не намереваетесь становиться экспертом в этом вопросе, наша статья поможет без труда сократить число «вероятных претендентов» и отмести заведомо неприемлемые варианты.

Великое множество представленных на рынке акустических систем делает процесс выбора непростой задачей

Страна-производитель

Аудиотехника разных стран (и в первую очередь – акустика) воспроизводит звук по-разному.

Скажем, Америка – страна больших пространств, больших автомобилей и внушительных акустических систем. Такие колонки способны «озвучить» просторные американские гостиные, а их внешний вид поражает своей монументальностью. Эту тенденцию наглядно иллюстрирует модель Ultimate III компании Magico – ведь её высота составляет неполных 2.5 метра! И звучание – под стать размерам: очень динамичное, мощное, агрессивное и напористое.

Американцы – создатели Ultimate III – предпочитают крупные формы

В противовес им Япония, где небольшие помещения обеспечивают своеобразную передаточную функцию, наоборот старается «подсушивать» бас в своих колонках. Характерный пример – проект JBL Everest, для курирования которого был приглашён известный рецензент Кейзо Яманака. Собственно говоря, итоговое звучание и планировалось, и получилось типично японским: акцентируется «внешняя» атрибутика, сочность тембров и красота подачи, иногда на грани пресыщения и еле уловимого синтетического привкуса – иначе говоря, они звучат не вполне естественно. Вследствие этого, на сегодняшний день мы не имеем ни одного действительно популярного производителя качественной акустики из Страны Восходящего Солнца.

JBL DD55000 Everest – прекрасный пример «типично японского» подхода к созданию акустики

Далее – в первую очередь Великобритания, со своими B&W и Monitor Audio. Британское звучание – не размашистое и не разухабистое, а достаточно точное и сдержанное. Этот звук передаёт внутреннее содержание музыки за счет каких-то плавных и мелких жестов. Считается, что «середину», наиболее важную часть диапазона, английская аппаратура отрабатывает особенно хорошо.

«Британское звучание» Monitor Audio Gold уместно даже в бывшей церкви

Затем Германия с их Canton и ELAC. Немцев принято упрекать в педантичности, доходящей до стерильности. На самом же деле в их продукции наглядно прослеживается скрупулёзность по отношению к деталям музыкальной композиции и железная дисциплина при воспроизведении. Характер звучания – нордический!

Немецкая точность – большой плюс акустики ELAC из Германии

И последняя, но не по значению – Дания: маленькая страна с большим потенциалом, европейский лидер в количестве производителей АС «на душу населения», тут уместно вспомнить Dynaudio и System Audio. Фирменные решения – много небольших динамиков в узких корпусах – позволяют получить характерное «быстрое» звучание: вместо одной тяжёлой мембраны динамика больших размеров применяется несколько маленьких и лёгких с увеличенным ходом диффузора. А дизайн корпусов, как правило, отличается известной во всём мире скандинавской строгостью.

Акустика System Audio – скорость, динамика, мощь

Размеры

Какие лучше – большие или маленькие?

Сейчас при выборе «калибра» акустических систем стоит руководствоваться скорее габаритами помещения. Я бы назвал площадь в 20 м² «Рубиконом» между полочным и напольным решением. Хотя при грамотном подходе к вопросу напольники вполне могут ужиться и на 15 метрах, а вот в 10-метровом кабинете или спальне я бы настоятельно рекомендовал ограничиться полочной стереопарой.

В первую очередь следует учитывать геометрию и акустические свойства помещения, в котором колонки будут установлены. Комната может быть большой, но при этом пустой и гулкой, и большие колонки с полноразмерным басом создадут в ней настоящую какофонию. В тоже время, относительно небольшое помещение может обеспечить условия для комфортного прослушивания.

Второй важный фактор – расстановка колонок: как минимум, не следует ставить их слишком близко или далеко друг от друга, близко к стене и тем более в углы. Оптимальная схема – равносторонний треугольник из слушателя и пары акустических систем.

Как гласит старая пословица, все колонки делятся на хорошие и полочные (шутка). На самом деле, если бы меня спросили, когда именно полочные акустические системы стали восприниматься полноценными участниками процесса, я бы назвал 1974 год, в который вышли две знаковые модели — минимониторы LS3/5 и крупные полочные АС Yamaha NS-1000. Первые – это фанерный корпус габаритов обувной коробки и пара пластиковых динамиков, цена вопроса на момент выпуска – сотня фунтов за пару, место назначения – мобильные телестудии BBC. Эта модель, пожалуй что, рекордсмен по числу последующих клонов и оммажей. Вторые – полноразмерные трёхполосные полочники массой более 30 кг и с бериллиевыми (!) диффузорами, самая известная и чуть ли не единственная удачная модель у японской компании Yamaha.

В многополосных системах спектр всех слышимых частот разбивается на несколько перекрывающих друг друга полос. Диапазон каждой из полос подаётся на отдельный динамик, который имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот.

Трёхполосная схема включает низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики.

Wilson Audio Tiny Tot в 1985-ом году и Sonus faber Extrema в 1991-ом как мне кажется закрепили полноценный статус полочных моделей.

Подбор усилителя

Раз уж мы упомянули согласование колонок с комнатой, то давайте определимся и с таким критерием, как согласование колонок с усилителем. Хотите честно? В большинстве случаев явных признаков подобного согласованности или несогласованности просто нет. Безусловно, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»:

  • Не следует подключать колонку с чувствительностью выше 90 децибел к солидному усилителю мощностью в несколько киловатт.
  • Не стоит пытаться раскачать 500-ваттный напольник интегральным усилителем с 50 ваттами на выходе.

Так нужна ли высокая мощность для «раскачки» подобной акустики?

Но я имею в виду вовсе не такие тривиальные случаи, а довольно частый вопрос: «Скажите, тут на колонках написано «X Вт», а на усилителе – «Y Вт». Это значит, что они не подходят друг к другу?». Это, ровным счётом, ничего не значит.

Для усилителя указывается долговременная либо кратковременная выходная мощность на определенную нагрузку.

Для колонок может указываться мощность потребляемая, продолжительно либо в пике.

Да и с точки зрения надёжности: вы сильно удивитесь, но сжечь колонки у вас скорее получится дешёвым маломощным усилителем, чьи искажения в режиме перегрузки приведут к поломке.

Наметив для себя несколько подходящих вариантов, сделайте окончательный выбор после тестового прослушивания

Обобщим

Описанные принципы помогут подобрать несколько наиболее приемлемых для вас моделей колонок. А окончательный выбор «самой-самой» подходящей акустики лучше всего делать по результатам прослушивания. Не поленитесь, загляните в ближайший салон и послушайте сами. Причём не столько консультанта, сколько технику. Если же определённость с размерами и фирмой-изготовителем ваших потенциальных колонок не принесла удовлетворения и оставила слишком много вариантов для выбора, во второй части этой статьи мы попытаемся разобраться с сугубо технической стороной вопроса.

Подготовлено по материалам портала «Barnsly Blog», декабрь 2017 г. blog.barnsly.ru

Эту статью прочитали 47 698 раз
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:

КАК ВЫБРАТЬ АКУСТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Данная статья призвана оказать помощь в выборе наиболее подходящей акустической аппаратуры. Какие особенности нужно учесть и к каким деталям приглядеться? Давайте разбираться!

Аспекты, наиболее часто интересующие покупателей АС

Сейчас в свои права вступила зима, но через каких-то полгода снова наступит жаркое лето. Самое яркое время года. Везде снова будет играть музыка, концертные площадки под открытым небом и ночные дискотеки вновь наполнятся людьми. Но не всегда аппаратура позволяет оценить всю полноту песни. Иногда звук такой громкий, что невозможно поговорить, а иногда даже не разобрать слов песни. Такое происходит по разным причинам, но в основном сказывается нехватка денег на приобретение достойной аппаратуры. Частенько, также, это результат неправильного использования.

Давайте же ознакомимся с наиболее частыми вопросами об акустических системах.

Как мне определиться с подходящей мощностью аппаратуры?

Если не углубляться в подробности, уточнить для себя этот параметр достаточно легко. Есть специальная формула, которая и помогает установить подходящую мощность: это 10 Ватт на одного человека или квадрат помещения. Конечно, число получится весьма примерным. Если вы, например, играете в рок-группе, которая включает в себя разные акустические музыкальные инструменты, тогда 20-ти Ватт будет недостаточно и для пары слушателей.

Комплектация аппаратуры тоже может иметь существенные отличия, зависимо от предстоящего мероприятия. Взгляните на эти примеры.

Семинар (или лекция), который предполагает присутствие не одного десятка людей. Аппаратура в данном случае нужна только чтобы воспроизводить речь. Для подобного мероприятия, на котором будет примерно 200 зрителей, вполне хватит акустики до 600 Ватт RMS (это обсудим далее). Как показывает практика, достаточно установить пару активных акустических систем с десятидюймовыми динамиками низких частот. Кроме того, есть множество звукоусилительных комплектов, которые обладают всем что требуется для качественного воспроизведения.

Для 200 слушателей семинара (лекции) хватит аппаратуры мощностью до 600 Вт RMS.

Какое-либо многолюдное торжество. Например, корпоративная вечеринка в ресторане, свадьба или караоке. Здесь следует делать расчет, используя описанную выше формулу (10 Ватт на метр/человека). Однако определенный запас уровня мощности лишним тоже не будет. Таким образом, для помещения в 200 «квадратов» обязательным минимумом будет мощность в 2000 Вт RMS. К парочке сателлитов, неплохо будет добавить один или два сабвуфера и монитора для исполнителя. Когда музыканты играют и поют в живую, дополнительно потребуются специальные комбоусилители для инструментов. Они помогут музыкантам услышать свою игру и снять нагрузку с основных колонок.

Если помещение закрытое, расчет необходимо выполнять, руководствуясь формулой – 10 Вт на человека. Мы считаем, что для вышеупомянутых ситуаций больше всего подойдут активные акустические системы, т.к. они просты в настройке, мобильны и выгодны с финансовой точки зрения.

Живые выступления в ресторанах или на открытом пространстве. Упомянутая ранее формула подойдет и к такому случаю. Для выступления с аудиторией в тысячу зрителей, необходимо брать аппаратуру, мощность которой составляет минимум 10 тыс. Вт RMS. Говоря об открытой площадке, данную цифру стоит увеличить минимум вдвое, поскольку никогда не знаешь сколько людей придет на мероприятие. Да и в самый разгар концерта не будет времени для точной настройки имеющейся акустики. В любом случае, на открытом воздухе лучше работать с пассивными акустическими системами. Обычно они обобщены в специальный «линейный массив» — это группа колонок, которая позволяет размеренно распределить звук по всей площади. Также не стоит забывать о сабвуферах, мониторах и усилителях для инструментов, и о вспомогательной аппаратуре, которая помогает настроить звучание зависимо от определенных условий.

Для выступления, с аудиторией минимум в тысячу зрителей, подойдут усилители уровнем мощности не меньше 10 тыс. Вт.

Отметим, что для концертных выступлений на улице пассивные системы лучше всего использовать не только для качественного звука, но и для безопасности: если пойдет дождь, он повредит активную акустику, а также может нанести музыкантам сильный удар током.

Что выбрать: дерево или пластмассу?

Говоря об усилении звука на выездных мероприятиях (к примеру, корпоративная вечеринка, свадьба и так далее), на первый план выходят габариты и общий вес аппаратуры. Представьте только насколько тяжело будет транспортировать громоздкие полутораметровые колонки. Такие ни за что не влезут в легковое авто. Да, они оснащены колесиками, но это еще не значит, что перевозить их удобно. В таком случае выбираем пластик. Сегодняшние технологии позволяют изготавливать из пластика акустические системы мощностью от 500 Вт RMS. Вес их составляет меньше 15-ти кг, так что перевезти и установить их сможет любой.

Много людей могут поспорить, что деревянные колонки куда лучше. Разумеется, но только если говорить о стационарном оборудовании либо крупных выступлениях на открытой местности.

Применение пластмассы для изготовления корпусов колонок помогло в разы уменьшить общий вес аппаратуры.

Недорогая активная акустика из дерева в большинстве своем характерна для восточноевропейских регионов. В остальных регионах уровень спроса на АС с пластиковым корпусом весьма выше, чем на системы из дерева. А вероятные минусы легко перекрываются сабвуферами и аудио-процессорами, которые и призваны оптимизировать работу звукоусилительных систем.

Какие системы лучше: активные или пассивные?

Чтобы ответить, для начала нужно разобраться во всех плюсах и минусах каждого из этих вариантов. Сделать для себя правильный выбор между этими двумя типами систем можно, лишь узнав их сильные и слабые стороны.

Активные системы

Преимущества:

  • гораздо меньший размер и вес. Обычно, изготовители применяют цифровые усилители уровня мощности (класса D, с импульсным блоком питания). Для сравнения, такой весит в десять раз меньше, чем стандартный усилитель класса А;
  • меньшее число подключений. Колонки подключаются напрямую к проигрывателю или микшерному пульту. Также, динамики подключаются сразу к усилителю, что позволяет не терять уровень мощности, а это примерно 10% всего за 10 метров;
  • высокий уровень эффективности. Изготовители проектируют усилитель, учитывая применяемый динамик. Двойное усиление (bi-amp) будет еще лучше. Здесь используется активный кроссовер вместо пассивного (второй является слабостью системы пассивного типа, поскольку во время нагревания почти все его параметры изменяются);
  • достаточно часто (практически в каждой колонке) есть вмонтированный звуковой процессор, который позволяет ограничить пик сигнала, и контролировать нагрузку на динамик, что в свою очередь позволяет избежать поломки последнего.

Недочеты:

  • чувствительность к колебаниям тока. Перепад тока в розетках обычно колеблется в диапазоне 180-280 В, а частота тока не часто доходит до отметки в 50 Герц. Таким образом ущерб наносится цифровым усилителям с импульсным питанием. А все потому, что заграничные изготовители, создавая эти системы, не берут в расчет наши отечественные колебания электричества. Если вы хотите использовать аппаратуру, к примеру, где-то в деревне, выберите для этого нецифровой усилитель и пассивную систему;
  • каждая колонка нуждается в электричестве. Иногда может потребоваться заземление также для каждой из колонок;
  • лучше не использовать данный вид систем на открытой местности: как мы уже упоминали выше, внезапно начавшийся дождь может не только испортить оборудование, но и нанести музыкантам серьезные травмы.

Пассивные акустические системы

Преимущества:

  • удобное стационарное монтирование: необходимо подведение исключительно акустического кабеля. Если усилитель по какой-то причине сломается, нет необходимости вскрывать систему — достаточно заменить провода. У инсталляционных систем очень много точек для закрепления, их можно устанавливать и подвешивать как вашей душе угодно. Разумеется, в соответствии с акустическим проектом зала;
  • есть возможность отдельно выбрать усилитель и прочие компоненты акустической системы, можно провести более тонкую настройку;
  • можно спокойно работать на открытом пространстве: риск получить удар током, если вдруг начнется дождь, достаточно низкий.

Недочеты:

  • общий вес всей аппаратуры с усилителями несколько больше, если сравнивать с системами активного типа, соответственно появляются трудности с транспортировкой. Пассивную акустику не получится установить на стандартные стойки;
  • если вы используете сложные усилители, придется позаботиться о дополнительной аппаратуре — кроссовере, эквалайзере и лимитере. А это существенно увеличивает общую стоимость системы.

Мы считаем, что применение активной акустики является гораздо более практичным, не считая профессиональных представлений. Наше мнение подтверждает и статистические данные продаж.

Является ли сабвуфер обязательной частью системы? И если является, что тогда лучше выбрать?

Качественный сабвуфер добавляет низкие частоты и тем самым помогает музыке звучать полноценно, объемно, что существенно увеличивает эмоциональное воздействие на слушателя. Он прекрасно подходит как для прослушивания электронной музыке в клубе, так и для воспроизводства кинематографических спецэффектов. Но нередко сабвуфер бывает лишним, что делает качество звучания только хуже.

Когда сабвуфер будет полезен

Предположим, вы владеете акустическими системами с динамиками размером от 8 до 12 дюймов, значит они имеют небольшой корпус, а нижний порог частот равен не менее, чем 65-ти Герц. В данном случае вполне оправданным является применение сабвуфера с динамиком размером от 12 до 18 дюймов, ведь таким образом частотный диапазон становится гораздо шире, а значит громкость звука становится выше без всяческих помех. Кроме того, саб помогает разгрузить высокочастотные динамики.

Вариант подключения обычно такой: один сабвуфер с динамиком 15-18 дюймов и пара 10-12 дюймовых сателлитов. Сателлиты установаются на акустические стойки, а сабвуфер между ними, посередине. Может показаться, что один саб не сможет воспроизводить низкие частоты в стерео, это действительно так, но это и не нужно, т.к. ни один звукорежиссер не ставит стереоэффекты в низких частотах.

Нередко используются пара сабвуферов и пара сателлитов, которые соединяются между собой специальной стойкой-штангой.

В сабвуфере нет необходимости, если у вашей системы есть 15-дюймовый динамик низких частот. Также, лучше о нем забыть, если у вас трехполосная система. Частотный диапазон на нижнем пороге начинается от 45-ти Герц, и этого вполне хватает, чтобы низкие частоты звучали хорошо. Не нужно дополнять сателлит с 15-дюймовым динамиком сабвуфером с динамиком 15-18 дюймов, поскольку тогда у сателлита в основном будет задействован только динамик высоких частот.

Сабвуферы также бывают активного и пассивного типа. Имеют встроенный кроссовер, а есть и без него. Способы присоединения тоже могут быть разнообразные. Наиболее простой из них — это 1-2 активных сабвуфер и парочка активных сателлитов. Их нужно лишь подключить между собой. Когда сабвуфер изготавливает тот же производитель, что и сателлиты, то звучание этой пары уже заранее будет оптимально налажено, без дополнительных настроек.

Если же нет — обязательно понадобятся кроссовер и параллельное подключение, чтоб избежать ненужных резонансов и фазовых помех (поскольку не все акустические системы оснащены контроллером фазы).

Прежде чем приобретать сабвуфер, удостоверьтесь, что он оснащен встроенным стереокроссовером с контроллером частоты обреза высоких частот и контроллером фазы.

Сабвуфер делает диапазон частот шире. При этом мощность сателлита не должна превышать мощность сабвуфера.

Проблемы с использованием:

  • может возникнуть резонанс;
  • ограниченность в выборе, сабвуфер и сателлиты должны принадлежать к одной серии;
  • сложно подключать и настраивать: сабвуфер не обязательно должен иметь встроенный кроссовер, а у микшерного пульта не всегда есть отдельный вход для сабвуфера.
Характеристики идентичны, а цена разная. Почему?

Дельное замечание. Все дело в том, что уже прошло то время, когда уровень мощности и прочие параметры контролировались общепринятым стандартом. Сегодня изготовитель устанавливает свои стандарты. Так, уровень мощности бывает максимальным, кратковременным, синусоидальным, музыкальным и т.п. Для сравнения систем определенного типа по любому параметру необходимо все данные сформировать в одно целое, что выполнить без определенных знаний не выйдет.

Изготовители зачастую замалчивают все важные сведения, вместо этого концентрируя внимание покупателей на какой-то, совсем невероятной, информации. К примеру, может быть указано, что при потреблении мощности 300 Вт мощность активной системы составляет 3 тыс. Вт. Это означает, что уровень КПД = 900%. С такой эффективностью только в космос летать. Реальный же КПД может быть равен 80%, но уж никак не 900. Помимо прочего зачастую прописывается уровень мощности встроенного усилителя, а не именно системы.

Мы бы советовали вам обращать внимание не только на те параметры, что указал изготовитель. Смотрите на RMS — это уровень мощности, который акустика способна спокойно удерживать достаточно долгое время. Обычно, динамики от 12 до 15 дюймов в акустике популярных марок редко бывают мощнее 500 Ватт.

Крупные бренды прописывают программную мощность (это уровень мощности, который задумывается еще в разработке; в теории колонка способна выдержать ее без перегрузок на протяжении минуты, но это не доказано). Сама по себе программная мощность примерно вдвое выше RMS. Множество фирм Китая в коммерческих целях прописывают наивысший уровень PMPO — тот, при котором колонка не рассыплется в одно мгновение. Обычно такой уровень мощности вчетверо выше уровня RMS. Но если заглянуть на популярный китайский сайт AliExpress, можно увидеть уровень в десятки раз выше.

Отсюда следует, что прописанные 1,6 тыс Ватт на акустической системе JBL = приблизительно 800 Ватт RMS. А 1,6 тыс Вт, указанные для колонки бренда Behringer активного типа – примерно 400 Ватт RMS.

Разумеется, нельзя спускать со счетов и внешний вид аппаратуры. Чем презентабельнее она выглядит, тем больше понравится даже самым искушенным зрителям. Знаменитые бренды отдельное внимание уделяют корпусу и мелким деталям облика колонок.

Но не стоит наивно предполагать, что приобретенные колонки китайского производства, даже если они собраны в линейный массив (который уже упоминался выше), станут для вас лекарством от всех проблем.

Дорогостоящие акустические системы отличаются от более доступных меньшими размерами и весом, а это очень важная деталь, при организации выездного мероприятия.

Подведем итоги

Выбирая акустику, не гонитесь за разрекламированными брендами. На данный момент уже есть хорошие китайские компании, которые изготавливают качественное оборудование. Если есть возможность, обязательно послушайте желаемую акустику, чтобы сделать действительно правильный выбор. До того как делать покупку, тщательно проверьте товар. Ведь от качества вашей акустической системы будет зависеть ваше настроение, и настроение ваших слушателей. Присматривая усилители для мероприятий на открытом воздухе, помните, что в таком случае необходим запас мощности, чтобы всегда быть готовым удовлетворить аудиторию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *