Какую основную функцию осуществляет гибдд
Перейти к содержимому

Какую основную функцию осуществляет гибдд

  • автор:

Приказ МВД РФ от 20.04.1999 N 297 (ред. от 31.08.2007) «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1999 N 1771)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ КАКСУБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯНАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГИБДД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / NATIONAL SECURITY / PUBLIC SAFETY / TRAFFIC POLICE / ROAD SAFETY / CONTROL / SUPERVISION / PROVISION OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранова Ю.В., Овсепян Г.М.

Государство в целях обеспечения приоритетных направлений жизнедеятельности личности, общества и государства создает систему национальной безопасности . В системе национальной безопасности специализированные органы, осуществляющие охрану и защиту прав и свобод личности, именуемые правоохранительными, занимают особое место. Национальную безопасность по направлению, связанному с защитой прав и свобод личности, обеспечением общественной безопасности , охраной общественного порядка, противодействием преступности обеспечивает Министерство внутренних дел Российской Федерации. В структуре ведомства созданы различные подразделения, выполняющие основные задачи полиции в рамках основных направлений деятельности. Обеспечение безопасности дорожного движения как составной части общественной безопасности возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России ( ГИБДД ). В статье авторы рассматривают теоретические аспекты национальной безопасности в рамках обеспечения безопасности дорожного движения . Авторы рассматривают деятельность ГИБДД как одного из субъектов обеспечения национальной безопасности в сфере безопасности дорожного движения. Исследуются полномочия полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения , делается вывод о том, что все указанные полномочия реализуются полицией в рамках функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как с применением мер государственного принуждения (контрольно-надзорные, административно-юрисдикционные), так и без них ( предоставления государственных услуг ). Раскрывается в чем смысл деятельности ГИБДД как гаранта обеспечения безопасности дорожного движения .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капранова Ю.В., Овсепян Г.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, УСТАНАВЛИВАЮЩЕГООТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

О правомерности оказания услуг подразделениями государственной инспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) в Российской Федерации

Полицейские мерыв сфере дорожного движения

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF THE STATE INSPECTION OF ROAD TRAFFIC OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A SUBJECT OF SECURITY OF NATIONAL SECURITY

The state in order to ensure priority areas of life of the individual, society and the state creates a system of national security . In the national security system, specialized bodies that protect and protect the rights and freedoms of the individual, called law enforcement, occupy a special place. The national security in the area related to the protection of the rights and freedoms of the individual, the provision of public safety , the protection of public order, and the fight against crime is provided by the Ministry of the Interior of the Russian Federation. In the structure of the department, various units have been created that perform the basic tasks of the police within the framework of the main lines of activity. Ensuring road safety as part of public safety is entrusted to the State Inspectorate for Road Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia (STSI). In the article, the authors consider the theoretical aspects of national security in the framework of ensuring road safety . The authors consider the traffic police as one of the subjects of ensuring national security in the field of road safety . Investigated the powers of the police in the field of road safety , it is concluded that all these powers are exercised by the police within the framework of functions in the field of ensuring road safety both with the use of state coercive measures ( control and supervision , administrative jurisdictional), and without them ( provision of public services ). What is the meaning of the traffic police as a guarantor of road safety .

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ КАКСУБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯНАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. — 2020. — Т. 6 (72). № 3. — С. 213-220.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ КАКСУБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ростовский юридический институт МВД России

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

Государство в целях обеспечения приоритетных направлений жизнедеятельности личности, общества и государства создает систему национальной безопасности. В системе национальной безопасности специализированные органы, осуществляющие охрану и защиту прав и свобод личности, именуемые правоохранительными, занимают особое место. Национальную безопасность по направлению, связанному с защитой прав и свобод личности, обеспечением общественной безопасности, охраной общественного порядка, противодействием преступности обеспечивает Министерство внутренних дел Российской Федерации. В структуре ведомства созданы различные подразделения, выполняющие основные задачи полиции в рамках основных направлений деятельности. Обеспечение безопасности дорожного движения как составной части общественной безопасности возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД). В статье авторы рассматривают теоретические аспекты национальной безопасности в рамках обеспечения безопасности дорожного движения. Авторы рассматривают деятельность ГИБДД как одного из субъектов обеспечения национальной безопасности в сфере безопасности дорожного движения. Исследуются полномочия полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, делается вывод о том, что все указанные полномочия реализуются полицией в рамках функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения как с применением мер государственного принуждения (контрольно-надзорные, административно-юрисдикционные), так и без них (предоставления государственных услуг). Раскрывается в чем смысл деятельности ГИБДД как гаранта обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, ГИБДД, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль, надзор, предоставление государственных услуг.

В Российской Федерации проживает более 140 миллионов человек, и ежегодно, по данным статистики погибает около 20 тысяч человек. В целом, статистика дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) в России позволяет констатировать, что количество ДТП за последние несколько лет существенно снизилось и продолжает снижаться [1]. Однако количество причин, по которым происходит ДТП не уменьшается, это и увеличение транспортной нагрузки, износ дорожных покрытий, нарушение правил дорожного движения, в том числе вождение в нетрезвом виде, не соблюдение скоростного режима, и ряд других.

Безопасность дорожного движения в структуре национальной безопасности является одним из ключевых видов безопасности, обеспечивающих жизнь и здоровье граждан. Дорожно-транспортные происшествия в первую очередь опасны именно тем, что могут причинить вред здоровью, лишить жизни, а затем уже нанести вред имуществу граждан, собственности, экологии, санитарно-эпидимиологическому благополучию и др. А, как известно, жизнь выступает первичным, базовым особо охраняемым и защищаемым конституционным правом человека и гражданина, без его должной защиты и охраны все иные права для личности не представляют особой ценности. Основными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности на основе Конституции Российской Федерации являются усиление роли государства, в первую очередь, как гаранта безопасности личности и прав собственности [2, с. 85].

Как отмечал Президент Российской Федерации, выступая на заседании коллегии МВД России 26 января 2020 года, МВД России в правоохранительной системе занимает ключевое место, несет прямую ответственность за обеспечение общественного порядка, на ведомство возлагается особая ответственность за сохранение стабильности в обществе, и задача номер один — это безопасность дорожного движения [3].

Национальная безопасность представляет собой сложный и многогранный феномен вследствие многочисленных трактовок термина «безопасность», входящего в его содержание. Термином «безопасность» в целом общепринято называть такое состояние или положение субъекта права, при котором ему не угрожает какая-либо опасность. Однако в научных исследованиях отмечается, что понятие «безопасность» также может усматриваться в следующих трактовках: правовая информированность субъектов права, способность юридическими способами защититься, система мер, специальных органов обеспечения безопасности и др. [4, с. 88-89]. Правовая безопасность рассматривается исследователями в аспектах широких (меры обеспечения безопасности посредством правового регулирования) и узких (состояние защищенности) [5, с. 11-19], в рамках фактического (как неотъемлемая составляющая социально-правового содержания правового статуса личности, обществ и государства) или юридического понимания (защищенность элементов правовой системы) [6, с. 16]. По смыслу российского законодательства национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются базовые жизненные приоритеты указанных субъектов, а также удовлетворяются потребности в их развитии.

Законодатель специально не выделяет понятие «безопасность дорожного движения», перечисляя виды безопасности в федеральном законе «О безопасности» [7] (далее ФЗ «О безопасности»). Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать нам вывод о том, что дорожная безопасность является составной частью общественной безопасности, как это следует из общего смысла положений ФЗ «О безопасности», а также ряда иных нормативных правовых актов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ [8], Концепции общественной безопасности в РФ [9] и др. В Стратегии национальной безопасности подчеркивается,

что национальная безопасность включает в себя, в том числе, и транспортную безопасность.

По общему смыслу положений указанных нормативных правовых актов низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения выступает следствием ненадлежащего обеспечения генеральной, приоритетной задачи всех органов государственной и муниципальной власти — обеспечения защиты жизни, здоровья, и основных прав и свобод граждан в сфере общественной безопасности. В целом государство стремится к повышению уровня жизни всех граждан, защиты их жизни, здоровья, прав и свобод от любого вида угроз (внутренних и внешних), это обязанность всех публичных органов государства (ст.2 Конституции России [10]).

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [11] раскрывает содержание термина «безопасность дорожного движения», подразумевая под ним состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под обеспечением безопасности дорожного движения предлагает понимать деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий. Данный федеральный закон своей задачей обозначает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения в России, в основе имеющее конституционные ценности, конституционные принципы деятельности, регламентируется целым рядом отраслевых нормативных правовых актов, ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе многочисленными административными регламентами. Как отмечал в 2014 году Конституционный Суд РФ, обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой конституционно-значимую цель, достижение которой осуществляется посредством административно-правового регулирования [12].

Безопасность дорожного движения обеспечивается в нашем государстве целой системой различных государственных органов, участвующих в предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а так же имуществу предприятий, учреждений, организаций. Государство заинтересованно в совершенствовании собственной государственной политики в вопросах повышения безопасности транспортных средств, совершенствования дорожных покрытий, подготовки участников дорожного движения (водителей, пешеходов) к участию в безопасном дорожном движении и, соответственно, в связи с этим постоянно находится в поиске оптимизирования государственных функции органов, участвующих в реализации данного направления политики [13, с. 48-51].

МВД России среди органов, участвующих в обеспечении национальной безопасности по направлению обеспечения безопасности дорожного движения, то есть предотвращении и устранении опасных явлений и причин, приводящих к автокатастрофам, угрожающих жизни и здоровью граждан, их имуществу, а так же имуществу предприятий, учреждений, организаций занимает особое место.

Следует отметить, что основные направления деятельности МВД России тесно связаны с функциональным предназначением полиции как составной части правоохранительной системы — защитой прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств, обеспечения общественного порядка. К одному из основных направлений деятельности МВД России согласно ст. 2 Федерального закона «О полиции» [14] (далее ФЗ «О полиции) относится обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно п.19 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции», полиция обязана выполнять целый ряд функций, обеспечивая безопасность дорожного движения: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение, оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии, осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения и др.

Обеспечивается безопасность дорожного движения в системе МВД России специализированным подразделением — Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

К функциям полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ФЗ «О полиции», следует относить:

— принятие и регистрацию сообщений и заявлений о ДТП;

— незамедлительное прибытие на место происшествия, документацию обстоятельств его совершения, обеспечение сохранности следов происшествия;

— оказание первой помощи лицам, пострадавшим ДТП, а также лица, находящимися в результате этого в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

— выявление причин и условий совершения ДТП;

— обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на транспортных магистралях;

— предупреждение и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения;

— осуществление розыска лиц, скрывшихся с места ДТП;

— осуществление государственного контроля (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— регулирование дорожного движения;

— оформление документов о ДТП;

— осуществление государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения;

— принятие экзамена на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений;

— регистрацию в установленном порядке автомототранспортных средств;

— осуществление в предусмотренных законодательством случаях сопровождения транспортных средств, крупногабаритных грузов;

— вынесение заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности и др.

Данный перечень пополняется и иными функциями, содержащимися в различных нормативных правовых актах: ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указе Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановлении Правительства РФ «О правилах дорожного движения» [15] и мн.др.

ГИБДД в совокупности своих полномочий обеспечивает безопасность дорожного движения посредством контрольно-надзорных функций, административно-юрисдикционных функций[16, с. 25]., а также посредством функции предоставления государственных услуг, не обеспеченной мерами государственного принуждения[17, с. 273].

ГИБДД, осуществляя федеральный надзор в рамках установленных государством административных процедур, при осуществлении обязанностей: надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средства и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; проверке документов, идентификационного номера, номера кузова и др., а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; выезде на место дорожно-транспортного происшествия; остановке транспортного средства; остановке пешехода; применении мер административного воздействия в соответствии с КоАП РФ обладает обширными полномочиями, имеет право ограничивать права человека в защиту обеспечения безопасности дорожного движения на основе ФЗ «О полиции».

Обеспечивается безопасность дорожного движения органами внутренних дел и в рамках такой дополнительной функции полиции, как предоставление государственных услуг в рассматриваемой сфере. Результаты деятельности полиции по предоставлению государственных услуг по направлению обеспечения дорожного движения — полученное водительское удостоверение, разрешение на перевозку опасных грузов и т.д., гарантируют, то есть создают благоприятные условия для того, что правила дорожного движения водителями будут соблюдаться надлежащим образом, при перевозке опасных грузов будут соблюдаться все технические требования к безопасности по их перевозке, при переоборудовании транспортных средств будут соблюдаться все требования о безопасности и др. Иными словами, результаты деятельности по предоставлению государственных услуг закладывают основы надлежащего поведения участников дорожного движения, снижают угрозы и риски жизни и здоровью всех участников движения: и водителей, пассажиров, и пешеходов, а также риски повреждения и уничтожения имущества учреждений, предприятий, граждан, снижают риски разрушения дорожных покрытий, создания аварийных, опасных для жизни и здоровья населения ситуаций.

Таким образом, результаты деятельности ГИБДД, достигаемые в результате реализации ею своих функций, осуществляемых как с применением государственно-властных мер принуждения (контрольно-надзорные, юрисдикционные полномочия),

так и без них (предоставление государственных услуг), в итоге в совокупности выступают гарантиями обеспечения защищенности личности, общества и государства от угроз и рисков, связанных с участием в дорожном движении, с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. ГИБДД выступает гарантом обеспечения безопасности дорожного движения как субъект обеспечения национальной безопасности.

1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. — Текст : электронный // Статистика ГИБДД : [сайт]. -URL: https://stat.gibdd.ru (дата обращения: 22.04.2020 г.).

2. Капранова, Ю. В. Пожарная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности: отдельные аспекты нормативно-правового регулирования / Ю. В. Капранова, Г. М. Овсепян. — Текст : непосредственный // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -2018. — С. 84-89.

3. Президент России : официальный сайт. — Москва. -Обновляется в течение суток. — URL: https://kremlin.ru (дата обращения: 23.04.2020 г.). — Текст: электронный.

4. Фомин, А. А. Юридическая безопасность субъектов российского права / А. А. Фомин. — Саратов, 2005. — 332 с. — Текст : непосредственный

5. Дрейшев, Б. В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения / Б. В. Дрейшев. — Текст : непосредственный // Правоведение, 1998. — № 2. — С. 11-19.

6. Галузин, А. Ф. О соотношении понятий «правовая безопасность» и «юридическая безопасность» / А. Ф. Галузин. — Текст : непосредственный // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России, 2006. — № 6. — С. 15-25.

7. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390 (ред. от 06.02.2020 г.) . — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 23.04.2020 г.).

8. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 26.04.2020 г.).

9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»(утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685) . — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/ (дата обращения: 29.04.2020 г.).

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) . — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c6502533e28841baf74c1068f88b162a5e9b4ea/ (дата обращения: 12.11.2020 г.).

11. О безопасности дорожного движения : Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 28.04.2020 г.).

12. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч. 5 и 7 ст. 12.16, части 1 статьи 12.17, частей 5 и 6 статьи 12.19 и части 2 статьи 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы от 24 апреля 2014 года. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162153/ (дата обращения: 23.04.2020 г.).

13. Калюжный, Ю. Н. Система обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации: правовые подходы и характерные признаки / Ю. Н. Калюжный. — Текст : непосредственный // Российская юстиция. — 2016. — № 12. — С. 48-51.

14. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 23.04.2020 г.).

15. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) . — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/ (дата обращения: 23.04.2020 г.).

16. Сергеев, С. А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений : монография / С. А. Сергеев. — М., 2015. — 173 с. — Текст : непосредственный

17. Грищенко, А. Н. Проблемы правовой обеспеченности административных функций полиции : монография / А. Н. Грищенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 319 с. — Текст : непосредственный

Kapranova Y. V., Ovsepyan G. M. The activity of the state inspection of road traffic of the Ministry of internal affairs of Russia as a subject of security of national security / Y.V. Kapranova, G.M.Ovsepyan // Scientific notes of V. 1 Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2020. — Т. 6 (72). № 3. — Р. 213-220.

The state in order to ensure priority areas of life of the individual, society and the state creates a system of national security. In the national security system, specialized bodies that protect and protect the rights and freedoms of the individual, called law enforcement, occupy a special place. The national security in the area related to the protection of the rights and freedoms of the individual, the provision of public safety, the protection of public order, and the fight against crime is provided by the Ministry of the Interior of the Russian Federation. In the structure of the department, various units have been created that perform the basic tasks of the police within the framework of the main lines of activity. Ensuring road safety as part of public safety is entrusted to the State Inspectorate for Road Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia (STSI). In the article, the authors consider the theoretical aspects of national security in the framework of ensuring road safety. The authors consider the traffic police as one of the subjects of ensuring national security in the field of road safety. Investigated the powers of the police in the field of road safety, it is concluded that all these powers are exercised by the police within the framework of functions in the field of ensuring road safety both with the use of state coercive measures (control and supervision, administrative jurisdictional), and without them (provision of public services). What is the meaning of the traffic police as a guarantor of road safety.

Keywords: national security, public safety, traffic police, road safety, control, supervision, provision of public services.

1. Information on indicators of the state of road safety. — URL: https://stat.gibdd.ru (date of access: 22.04.2020). — Text: electronic.

2. Kapranova Yu. V. Fire safety in the system of ensuring national security: certain aspects of legal regulation / Yu. V. Kapranova, G. M. Hovsepyan // Public safety, law and order in the III millennium. -2018. -Pp. 84-89.

3. President of Russia. — URL: https://kremlin.ru (date accessed: 23.04.2020). — Text: electronic.

4. Fomin A. A. Legal security of subjects of Russian law / A. A. Fomin. — Saratov, 2005. — 332 p.

5. Dreishev B. V. Legal security and problems of its provision / B. V. Dreishev // Jurisprudence, 1998. -No. 2. — Pp. 11-19.

6. Galuzin A. F. On the relationship between the concepts of «legal security» and «legal security» / A. F. Galuzin // Economic security of Russia: political guidelines, legislative priorities, security practice. Bulletin ofthe Nizhny Novgorod Academy ofthe Ministry ofInternal Affairs ofRussia, 2006. — No. 6. — Pp. 1525.

7. Federal Law «On Security» dated 28.12.2010 No. 390 (as revised on 06.02.2020). — URL: https://consultant.ru (date accessed: 23.04.2020). — Text: electronic.

8. Decree ofthe President ofthe Russian Federation ofDecember 31, 2015 No. 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». — URL: https://consultant.ru (date of access: 04.26.2020). — Text: electronic.

9. «Concept of public safety in the Russian Federation» (approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685). — URL: https://consultant.ru (date of access: 04.29.2020). — Text: electronic.

10. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ). — URL: https://consultant.ru (date of access: 23.04.2020). — Text: electronic.

11. Federal Law of December 10, 1995 No. 196-FZ (as amended on July 30, 2019) «On road safety». — URL: https://consultant.ru (date of access: April 28, 2020). — Text: electronic.

12. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation in the case of checking the constitutionality of parts 5 and 7 of Art. 12.16, part 1 of article 12.17, parts 5 and 6 of article 12.19 and part 2 of article 12.28 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in connection with the request of a group of State Duma deputies dated April 24, 2014. — URL: https://consultant.ru (date of access: 04.23.2020). — Text: electronic.

13. Kalyuzhny Yu. N. The road safety system in the Russian Federation: legal approaches and characteristic features / Yu. N. Kalyuzhny // Russian Justice. — 2016. — No. 12. — Pp. 48-51.

14. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ (as amended on 06.02.2020) «On the Police». — URL: https://consultant.ru (date of access: 23.04.2020). — Text: electronic.

15. Federal Law of 08.11.2007 No. 257-FZ (as amended on 27.12.2018) «On highways and road activities in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»; Decree of the President of the Russian Federation of 15.06.1998 No. 711 (as amended on 15.09.2018) «On additional measures to ensure road safety»; Decree of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 No. 1090 (as revised on 26.03.2020) «On traffic rules». — URL: https://consultant.ru (date of access: 27.04.2020). — Text: electronic.

16. Sergeev S. A. Administrative and legal status of the traffic police as a subject of control and supervisory legal relations : monograph / S. A. Sergeev. — M., 2015. — 173 p.

17. Grishchenko A. N. Problems of legal security of the administrative functions of the police : monograph / A. N. Grishchenko. — M.: UNITY-DANA: Law and Law, 2018. — 319 p.

Развитие федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС ГИБДД-М)

Система предназначена для обеспечения деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, а также их взаимодействие с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и другими организациями.

О ГИБДД МВД РФ

Госавтоинспекция МВД России (также Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ГИБДД, ГАИ) — подразделение в структуре МВД РФ, которое осуществляет контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Задачами Госавтоинспекции в настоящее время являются обеспечение соблюдения предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами нормативных правовых актов в области безопасности дорожного движения, а также сохранение жизни и здоровья граждан на улицах и автодорогах страны.

Автоматизация деятельности ГИБДД

На данный момент России насчитывается более 42 миллионов автотранспортных средств, существенная часть граждан нашей страны (43%) имеют водительские права.

До недавнего времени вся информация о зарегистрированных транспортных средствах, выданных водительских удостоверениях, административных нарушениях содержалась и обрабатывалась в нескольких слабосвязанных информационных системах Госавтоинспекции регионального и федерального уровней, что приводило к постоянным сбоям и задержкам в работе подразделений ГИБДД. Кроме того, при таком уровне связей, было проблематично оказание в электроном виде государственных услуг, связанных с деятельностью ГИБДД (выдача прав, регистрация автотранспорта и другие).

Федеральная информационная система ГИБДД

Для решения этих задач, а также для общего повышения качества работы ГАИ была создана единая централизованная система Госавтоинспекции. Система получившая шифр « ФИС ГИБДД-М » , позволяет автоматизировать деятельность регистрационно-экзаменационных и строевых подразделений Госавтоинспекции, а также процессы поиска и закрытия информации об участниках дорожного движения и их транспортных средствах.

Основные возможности ФИС ГИБДД-М

Стал доступен обмен данными между подразделениями Госавтоинспекции в режиме реального времени: информация о регистрации автомобиля, лишении права на управление транспортным средством, информация об административных правонарушениях — все эти и многие другие данные стали мгновенно доступны в любом подразделении.

Для граждан сократилось время оказания государственных услуг и получения информации о штрафах за совершение административных правонарушений (на портале госуслуг и сайте ГИБДД), а так же информации об их оплате.

Результаты

На данный момент к ФИС ГИБДД-М уже подключено более 18400 пользователей в 12 регионах РФ (в том числе Ставропольский край, Нижегородская область, Республика Тыва). Система позволяет еженедельно проводить регистрационные действия по более чем 25 000 транспортных средств и обеспечивает выдачу более 11 700 водительских прав. Кроме того, каждую неделю через систему проходит информация о 162 200 административных правонарушений (в том числе зафиксированных видеокамерами).

В ближайших планах внедрение системы во всех субъектах РФ, поддержка одновременной работы порядка 100 тысяч пользователей, а так же повышение качества и сокращение времени оказанием услуг, развитие функций системы.

Направления совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере охраны и обеспечения общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD SAFETY / ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА / ROAD PATROL SERVICE / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ЕДИНАЯ ДИСЛОКАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ / INTEGRATED USE OF FORCES AND ASSETS / ENSURING ROAD SAFETY / UNIFIED DEPLOYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабин Сергей Владимирович

В статье анализируются различные аспекты деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России через призму ее участия в комплексной системе охраны и обеспечения общественного порядка территориальных органов МВД России. Предпринята попытка определить основные направления совершенствования деятельности ДПС ГИБДД в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабин Сергей Владимирович

Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения

Проблемы обеспечения дорожной безопасности сотрудниками дорожно-постовых служб ГИБДД России

Особенности правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения: общероссийский и региональный опыт

О принципе общего реагирования на сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях

Полицейские мерыв сфере дорожного движения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACTIVITY OF THE ROAD PATROL SERVICE OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROTECTION AND MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER

The article analyzes various aspects of the road patrol service of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the prism of its participation in the integrated system of protection and maintenance of public order of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author makes an attempt to determine the main directions for improving the activity of the road patrol service of the traffic police in this area.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере охраны и обеспечения общественного порядка»

Сергей Владимирович БАБИН,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД МВД РОССИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE ACTIVITY OF THE ROAD PATROL SERVICE OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROTECTION AND MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER

В статье анализируются различные аспекты деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России через призму ее участия в комплексной системе охраны и обеспечения общественного порядка территориальных органов МВД России. Предпринята попытка определить основные направления совершенствования деятельности ДПС ГИБДД в данной сфере.

The article analyzes various aspects of the road patrol service of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the prism of its participation in the integrated system of protection and maintenance of public order of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author makes an attempt to determine the main directions for improving the activity of the road patrol service of the traffic police in this area.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-патрульная служба, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, единая дислокация, комплексное использование сил и средств.

Keywords: road safety, road patrol service, protection of public order, ensuring road safety, unified deployment, integrated use of forces and assets.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и более чем через 20 лет своего существования продолжает оставаться в значительной степени рамочным документом, определяющим основные принципы и параметры функционирования административно-правового института и государственного механизма обеспечения безопасности дорожного движения. Сформированная данным федеральным законом организационно-правовая система представляет собой мощный межотраслевой конгломерат государственных органов и организаций, роль централь-

ного звена в котором играет ГИБДД МВД России.

Между тем указанная система имеет мало отличий от аналогичной модели советского и переходного периодов начала 1990-х годов, которую в то время критиковал Б.В. Россинский, отмечая, в частности, неповоротливость столь громоздкого и неоднородного механизма, отвлечение большого количества ресурсов на выполнение внутренних контрольно-распорядительных функций, обилие обрабатываемой информации, что неизбежно влечет снижение способности управляющего центра учитывать и анализировать все поступающие

данные и вырабатывать оптимальные решения. [6] И сегодня многие исследователи отмечают чрезмерную функциональную загруженность Госавтоинспекции, общее количество задач и функций которой, по некоторым данным, составляет 48. [3] При этом кроме большого объема прямых надзорных обязанностей речь также идет о проблематике излишне широких компетенций ГИБДД МВД России в административно-хозяйственной сфере деятельности государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также возложенных на службу межведомственных функций планирования, координации и контроля.

Без сомнения, в последнее десятилетие в области безопасности дорожного движения достигнуто много положительных результатов, главными из которых являются последовательное сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, количества погибших и пострадавших в ДТП и снижение уровня так называемого социального риска в этой сфере общественной жизнедеятельности. Полагаем, что эти и иные достижения стали возможными за счет более широкого внедрения в процессы управления системой обеспечения безопасности дорожного движения экономических методов воздействия, частичного замещения ими административно-принудительных мер, свойственных всем государственным органам. Значительные возможности для таких преобразований дает программно-целевой метод государственного управления, а конкретные результаты достигнуты в ходе реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и первого этапа федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Вместе с тем недоработки в организационно-управленческой сфере функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, проявляющиеся главным образом в сохранении неоправданно широкой сферы ответственности ГИБДД МВД России, сдела-

ли эту службу, да и все министерство, заложником старых административно-командных методов государственного управления.

Очевидно, что в сложившихся условиях требуется четкое нормативно-правовое разграничение полномочий министерств, ведомств и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Прежде всего это касается ГИБДД МВД России, Ространснадзора и Росавтодора, которые, являясь основными субъектами данной деятельности, в отдельных вопросах конкурируют между собой, тогда как иные важные функции реализуются ими недостаточно эффективно и при отсутствии должного взаимодействия.

Несовершенство нормативно-правовой базы деятельности государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения, фундаментом которой является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», серьезным образом влияет на эффективность деятельности ГИБДД МВД России. Снижаются возможности Госавтоинспекции по осуществлению прямого надзора в сфере безопасности дорожного движения, где должен в полной мере раскрываться потенциал дорожно-патрульной службы ГИБДД. Надзор является главенствующей функцией Госавтоинспекции, именно в этой области у нее нет конкурентов в лице иных министерств и ведомств и только в такой форме административная деятельность сотрудников ГИБДД, обеспеченная правом на применение мер государственного принуждения, может быть наиболее полезной.

Кроме того, представляется важным осветить указанные проблемные стороны деятельности ГИБДД МВД России, отталкиваясь от чисто полицейской сферы интересов, включающей в себя, помимо прочего, охрану и обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений. Недостаточная универсальность работы Госавтоинспекции в этой чувствительной области общественных отношений вполне определенным образом влияет на состоя-

ние оперативной обстановки на территориях обслуживания органов внутренних дел и на результативность работы полиции по обеспечению контроля.

Дорожно-патрульная служба представляет собой основные силы и средства ГИБДД МВД России. По этой причине она тем или иным образом задействована в решении всех задач, относящихся к сфере обеспечения безопасности дорожного движения, и поэтому, безусловно, на деятельности дорожно-патрульной службы отражаются присущие Госавтоинспекции проблемы организационно-управленческого и правового характера.

Обеспечивая реализацию большого и сложного набора компетенций ГИБДД, дорожно-патрульная служба на протяжении многих лет отдалялась от сферы милицейских, а затем полицейских задач. Этот процесс продолжается в условиях, когда вроде бы соответствующие субъекты управления на всех уровнях понимают, что в современных крайне сложных условиях работы территориальных органов МВД России достижение требуемой эффективности деятельности возможно только при комплексном задействовании всех подразделений и служб в решении наиболее важных задач. Ошибочным является мнение о допустимости разграничения компетенций ДПС ГИБДД и патрульно-постовой службы полиции по принципу превалирования так называемых основных функций -обеспечения безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка. На самом деле и Госавтоинспекция нуждается в возможно более полном участии иных полицейских подразделений в профилактике и пресечении правонарушений в области дорожного движения, и эффективность работы органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах значительно выше при участии в ней нарядов ДПС ГИБДД на постоянной основе.

Подчеркнем, что это не означает необходимость «разворота» дорожно-патруль-ной службы в каком-то ином направлении, напротив, ее деятельность должна стремиться к универсальности, то есть в полной

мере отвечать современным требованиям общества к реализации полицией своего социального предназначения, отраженного в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». В свою очередь, работа другой значительной полицейской силы — патрульно-постовой службы полиции (ППСП) также должна стать более значимой в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

Пока же наблюдается совершенно неприемлемая ситуация, когда наряды ППСП могут довольно ограниченными способами реагировать лишь на наиболее явные и общественно опасные нарушения правил дорожного движения, а сотрудники ДПС ГИБДД не обладают правовыми знаниями и навыками, необходимыми для пресечения административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Автору статьи в течение 2015-2016 годов при проведении учебных занятий в ЦПП ГУ МВД России по Красноярскому краю в ходе повышения квалификации более чем двухсот сотрудников полиции приходилось неоднократно слышать от инспекторов ДПС ГИБДД, что они лишь в общих чертах представляют себе объем своей компетенции и тактику действий при выявлении фактов мелкого хулиганства, драк и разбирательстве семейных скандалов. Нередкими в настоящее время являются свидетельства как самих сотрудников Госавтоинспекции, так и сотрудников иных подразделений полиции, а также граждан о том, что инспекторы ДПС ГИБДД по возможности стараются избегать реагирования на факты нарушения правопорядка в общественных местах.

А.С. Дугенец, выступая в 2010 году в г. Ульяновске на заседании круглого стола, посвященного проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, [3, с. 88] привел несколько комментариев граждан, размещенных на специальном электронном ресурсе в ходе всенародного обсуждения проекта Федерального закона «О полиции», общий смысл которых выражается в следующем: для граждан зачастую неочевидным является факт принадлежности

сотрудников ГИБДД к полиции, — настолько обособленные задачи они выполняют и так редко их можно увидеть пресекающими нарушения правопорядка в общественных местах; каждый случай непринятия мер в отношении правонарушителя сотрудником полиции расценивается людьми как факт недобросовестного отношения к своей работе всей полицией в целом; вполне можно говорить о наличии у общества потребности видеть в каждом полицейском универсального профессионала, способного как минимум осуществлять действия по пресечению правонарушений и задержанию лиц, их совершивших.

Для системы органов и подразделений МВД России в целом и полиции как ее основного элемента правоохранительная функция является ключевой. Весь набор компетенций полиции реализуется ею, исходя, в первую очередь, из своего правоохранительного предназначения, а большинство прав и обязанностей полиции имеют публичный характер. Фактически именно в публичных (то есть общественных) местах наряды полиции, реализуя еще одну важную социальную роль, отраженную в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О полиции», незамедлительно приходят на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Улицы и иные общественные места общедоступны, там несут службу подавляющее большинство сотрудников полиции, и для выполнения служебных задач им не требуется наличия каких-либо дополнительных условий. Реализация прав и выполнение обязанностей полиции в таких местах осуществляется в двух основных формах: охрана и обеспечение общественного порядка.

Охрана общественного порядка по своему содержанию — надзорная деятельность [2], при выполнении которой нарядами полиции обеспечивается присутствие в публичных местах в целях контроля за соблюдением действующего законодательства, реагирования на возможные нарушения общепринятых норм и правил поведения,

угрожающих общественному спокойствию, а также профилактики правонарушений и содействия физическим лицам и организациям в реализации их прав, обязанностей и законных интересов.

В ходе обеспечения общественного порядка нарядами полиции предпринимаются активные действия, направленные на защиту права от нарушений, а физических лиц и организаций — от ущемления их законных прав и интересов посредством пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, привлечения данных лиц к установленной юридической ответственности и принятия мер по восстановлению нарушенных прав.

Обеспечение безопасности дорожного движения является самостоятельной формой деятельности полицейских подразделений (преимущественно ДПС ГИБДД и участковых уполномоченных полиции), содержание которой раскрывается через анализ Положения о ГИБДД МВД России. [1] Данный документ устанавливает, что Госавтоинспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, обеспечивая соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Административный надзор полиции, частью которого является и надзор в области безопасности дорожного движения, по мнению большинства исследователей, представляет собой сложный организационно-правовой феномен. [2] С одной стороны,

без сомнения, он является одним из способов охраны общественного порядка, а с другой — и сам несет в себе ряд функций, основная из которых правоохранительная. Из изложенного можно сделать вывод о том, что деятельность полиции по обеспечению безопасности дорожного движения направлена на достижение целей охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Выполнение соответствующих контрольно-надзорных, распорядительно-регулировочных и иных действий является способом охраны общественного порядка, при этом обеспечивается выявление и устранение угроз различного характера, а также реализуются защитные функции полиции, в основном посредством применения мер административного пресечения.

Вместе с тем для полноценного задействования в деятельности полиции по охране и обеспечению общественного порядка наряды ДПС ГИБДД, кроме выполнения функций надзора за безопасностью дорожного движения, должны принимать самое непосредственное участие в профилактике и пресечении любых правонарушений, посягающих на общественный порядок. Только с их помощью территориальные органы МВД России могут реализовать комплексный подход в решении своих ключевых задач, таких как, например, противодействие преступности.

Несмотря на существенные темпы сокращения общего количества преступлений на территории Российской Федерации, которое в 2016 году составило по отношению к 2015 году 5,7%, а к уровню 2010 года — 17,8%, в общественных местах и на улицах их не становится меньше. В 2016 году в общественных местах зарегистрированы 790 тыс. 287 преступлений, а на улицах — 501 тыс. 90 преступлений, и хотя к уровню прошлого года их количество сократилось, общий прирост относительно 2010 года составил соответственно 27,3% и 25,9%.

Удельный вес преступлений данных категорий в массиве общей преступности увеличивался значительными темпами на всем протяжении рассматриваемого периода и в последние три года в общественных местах населенных пунктов страны регистрируются 36-37% от общего количества преступлений, в то время как удельный вес уличных преступлений среди совершаемых в общественных местах стабильно выше 60%.

По сути, почти четверть преступных деяний совершается именно там, где круглосуточно находятся наряды полиции. За точку отсчета нами намеренно взяты показатели 2010 года — начала «полицейской» реформы, когда численность сотрудников наружных служб была примерно на 30% выше сегодняшней.

Рассматривая проблему высокого уровня преступности в общественных местах как неудовлетворительный результат работы комплексных сил органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, мы видим, что при обособленном характере работы ДПС ГИБДД с учетом переподчинения системы подразделений вневедомственной охраны новому федеральному ведомству (Росгвардии) основная правоохранительная нагрузка ложится на сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Однако в ходе реформирования органов внутренних дел подразделения ППСП сохранились в подавляющем большинстве случаев только в крупных населенных пунктах, а в результате проведенных оргштатных мероприятий в других полицейских службах значительно увеличился объем участия патрульно-постовых нарядов в обеспечении реагирования на поступающие в органы внутренних дел заявления и сообщения по различным фактам. Например, регулярно проводимые в Красноярском крае исследования показывают, что систематическое задействование в крупных городах сотрудников ППСП для проверки различных сообщений составляет от 3,5 до 4,5 часов за рабочую смену или от 40% до 60% рабочего времени в зависимости от времени суток. Как

правило, такие сообщения не связаны с правонарушениями на улицах и в других общественных местах, порядка 70% из них представляют собой семейно-бытовые конфликты, и каждый раз выполнение поручения оперативного дежурного означает для наряда ППСП убытие с маршрута патрулирования и прекращение исполнения присущих данной службе надзорных функций.

В таком положении разве было бы плохо привлекать к работе в составах групп немедленного реагирования, предназначенных как раз для решения таких задач, сотрудников всех служб и подразделений ОВД, включая ГИБДД? По нашему мнению, при таком организационном подходе выигрывают все: большое количество сотрудников ОВД (в том числе кабинетные управленцы) развивают свои навыки правоприменения и обеспечивают своевременное и профессиональное реагирование на заявления и сообщения граждан, а патрульно-постовая и дорожно-патрульная службы больше времени работают на улице. Примеры таких организационных подходов есть, и они заслуживают пристального изучения, но одно можно сказать точно: Госавтоинспекция должна участвовать и в этой работе.

В настоящее время деятельность территориальных органов МВД России по охране и обеспечению общественного порядка строится в соответствии с Наставлением об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, утвержденным приказом МВД России от 5 октября 2013 г. № 825дсп. Основными принципами этой деятельности являются использование всех имеющихся в распоряжении органа внутренних дел сил и средств и плановый характер организации их работы.

Результатом реализации предписаний вышеуказанного Наставления является созданная в каждом территориальном органе МВД России на районном уровне комплексная система обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных мес-

тах, основные параметры которой фиксируются в плане единой дислокации. Данный план является гибким документом тактического планирования и утверждается руководителем органа внутренних дел на среднесрочную перспективу — 2 года.

Так сложилось, что наличие целого ряда организационных проблем, присущих работе указанной комплексной системы в органах внутренних дел, обусловлено особым статусом Госавтоинспекции. Это выражается, например, в том, что начальник ГУОБДД МВД России, выступая в качестве главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации, обладает совершенно самостоятельной сферой компетенций и является также прямым руководителем всей системы служб и подразделений ГИБДД на территории Российской Федерации. В сложившемся таким образом механизме управления многие организационные решения, касающиеся деятельности ДПС ГИБДД, принимаются исключительно руководством Госавтоинспекции.

В частности, это касается порядка утверждения дислокаций постов и маршрутов патрулирования подразделений ДПС на районном уровне, когда оно осуществляется непосредственно органами управления Госавтоинспекции регионального уровня в обход руководства органов внутренних дел, после чего эти документы в готовом виде направляются в ОВД для включения в планы единой дислокации. Похожим образом организуется и формирование карточек постов и маршрутов патрулирования нарядов ДПС ГИБДД, при этом определенные этими документами цели, задачи и обязанности нарядов ДПС ограничены только вопросами обеспечения безопасности дорожного движения. Отсюда отчасти становится понятной неготовность инспекторов ДПС ГИБДД к реагированию на нарушения общественного порядка, ведь карточка поста, маршрута патрулирования представляет собой для рядового сотрудника базовый документ, определяющий перечень задач, реализуемых им в ходе несения службы.

При таком подходе включение постов и маршрутов патрулирования подразделений ДПС в общую систему дислокации комплексных сил происходит формально, а это снижает правоохранительный потенциал полиции, так как остальное содержание плана единой дислокации является аналитически обусловленным и логически выверенным набором готовых алгоритмов, при помощи которых орган внутренних дел способен эффективно решать задачи охраны и обеспечения общественного порядка как в повседневном режиме, так и в особых условиях.

Основным нормативно-правовым документом, организующим деятельность ДПС ГИБДД, является Наставление, утвержденное приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 186дсп, и хотя согласно данному документу в перечень функций службы входит пункт 11.12 «Обеспечение в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в зонах ответственности строевых подразделений», детальной проработки эта компетенция не получила ни в указанном Наставлении, ни в Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.

Вместе с тем существует и иной перечень функциональных обязанностей, применяемый при организации работы ДПС ГИБДД и утвержденный Положением о ГИБДД МВД России, который предусматривает лишь участие Госавтоинспекции в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Разница существенна, и именно поэтому население за пределами автодорог видит инспекторов ДПС разве что на массовых мероприятиях, где к их обычному функционалу добавляется обеспечение антитеррористической и иной общественной безопасности.

Можно предположить, что, не присутствуя должным образом в общественных местах, дорожно-патрульная служба выполняет значительный объем правоохранительной работы на автодорогах и в области противодействия преступлениям, совершаемым в отношении автотранспорта, однако анализ отдельных статистических сведений не подтверждает такой тезис. Динамика сокращения количества ДТП на дорогах страны и тяжести их последствий при ближайшем рассмотрении и нестабильна, и неоднозначна. Полагаем, что значительные показатели снижения количества погибших в ДТП, составившие по итогам 2016 года относительно данных 2010 года 23,7% (с 26,6 тыс. до 20,3 тыс. погибших), достигнуты во многом благодаря успешной реализации соответствующих федеральных целевых программ, где большое внимание уделено улучшению технического состояния автодорог и средств регулирования движения. Однако данные по пострадавшим в ДТП уже не внушают большого оптимизма, сократившись за 6 рассматриваемых лет всего на 11,8% (с 250,6 тыс. до 221,1 тыс. пострадавших).

В то же время в сфере непосредственной надзорной деятельности ДПС ГИБДД картина более тревожная. За период с 2010 года по 2016 год количество ДТП, совершенных по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, увеличилось на 42,4% (с 11,8 тыс. до 16,8 тыс.), а количество пострадавших в них — на 32,4% (с 17,3 тыс. до 22,9 тыс.). Увеличился и удельный вес таких ДТП к общему их количеству с 6% до почти 10%.

Изучение статистики преступности с 2010 года по настоящее время позволяет установить, что на всем протяжении этого периода увеличивался ежегодный прирост краж, совершаемых на улицах. За последние шесть лет количество уличных краж увеличилось более чем на 24% — со 152 до 190 тысяч преступлений, а их удельный вес в общем массиве уличной преступности достиг почти 38%. При этом количество краж автотранспорта за тот же период возросло на 20,7% и составило в 2016 году почти 26 тысяч преступлений, из ко-

торых раскрыты менее 22%. Количество преступлений, совершенных на дорогах и трассах вне населенных пунктов, в 2016 году относительно уровня 2010 года выросло более чем на 139% с 12060 до 28840 преступлений.

Полагаем, что дальнейшее развитие дорожно-патрульной службы возможно только за счет прекращения ее «дрейфа» в сторону своей сугубо узкой специализации и придания импульса в направлении большей вовлеченности в деятельность полиции по охране и обеспечению общественного порядка. Судя по всему, на этом пути неизбежно должно произойти сближение компетенций ДПС ГИБДД и ППСП.

Для обеспечения соответствующих позитивных изменений необходима корректировка Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в целях конкретизации в Положении о ГИБДД МВД России функций дорожно-патрульной службы в составе Госавтоинспекции, которая в настоящее время отсутствует. При этом крайне важным является расширение обязанностей службы в сфере охраны и обеспечения общественного порядка.

Требуется также уточнение в Положении о ГИБДД МВД России полномочий руководителей территориальных органов МВД России по управлению силами и средствами ГИБДД в целях охраны и обеспечения общественного порядка, решения иных возложенных на полицию задач.

Организация деятельности ДПС ГИБДД в составе комплексных сил органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах должна соответствовать нормативным положениям Наставления, утвержденного приказом МВД России от 5 октября 2013 г. № 825дсп. В этих целях требуется внесение изменений в Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, утвержденное приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 186дсп, в части сокращения полномочий органов управления Госавто-

инспекцией по утверждению дислокаций постов и маршрутов нарядов ДПС ГИБДД и иных документов, образующихся при организации их работы в составе комплексных сил органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Необходимо сделать работу инспектора ДПС ГИБДД более простой и понятной, снизить функциональную нагрузку в отдельных сферах и усилить контрольно-надзорную составляющую его службы в отношении участников дорожного движения. В этих целях требуется глубокая переработка приказов МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 и № 186дсп, а также иных нормативно-правовых актов МВД России.

В частности, это касается деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Соответствующий Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 30 марта 2015 г. № 380, наделяет наряды ДПС ГИБДД серьезным набором функциональных обязанностей в данной области; вместе с тем полагаем верным мнение А.Р. Хакимзянова [7], утверждающего, что способность инспекторского состава ДПС ГИБДД фиксировать серьезные дефекты дорожно-транспортной инфраструктуры является низкой ввиду отсутствия у большинства сотрудников технического образования и необходимых знаний широкого перечня стандартов, правил и технических норм.

Поддерживаем также предложение Б.В. Россинского [5] прекратить практику ограничения прав сотрудников ДПС ГИБДД на остановку транспортных средств в ходе несения службы и реализацию этого архаичного и явно ошибочного по своей правовой природе метода обеспечения прав граждан в ведомственных нормативно-правовых актах. Вполне очевидно, что действующие ограничения значительно снижают возможности службы не только в контрольно-надзорной деятельности, но и в противодействии серьезным видам преступлений.

1. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711.

2. Аврутин, Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка / Ю.Е. Аврутин // Административное право и процесс. — 2013. —

3. Головко, В.В. Государственная инспекция безопасности дорожного движения: проблемы реформы и перспективы / В.В. Головко, О.И. Бекетов, В.И. Майоров // Административное право и процесс. — 2016. — № 12.

4. Дугенец, А.С. Основные направления совершенствования работы по обеспечению безопасности дорожного движения / А.С. Дугенец // Система обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы реализации и пути совершенствования : материалы «круглого стола». — Ульяновск: ИПК Ульяновский дом печати, 2011. — 224 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *